Поиск по сайту

Корреспонденты «АиФ-Брянск» посетили необычную «лесосеку» (ФОТО)

Опубликовано 7-08-2013, 16:29

Истоки создания качественной, известной во всей России продукции «Дятьково-ДОЗ» таятся в глубине лесов, на делянках, где предприятие ведет заготовку сырья. Уже на этом этапе, как и на протяжении всего технологического цикла производства ЛДСП, вопросы экологии являются приоритетными. В бережном лесопользовании, направленном в первую очередь на предотвращение истощения лесных ресурсов, на то, чтобы сохранить и приумножить лесные богатства региона, корреспонденту «АиФ-Брянск»  удалось убедиться лично.

 

Леса будут жить!

1. Дорога
Лес, расположенный неподалёку от посёлка Бытошь Дятьковского района, встречает нас с фотографом свежим запахом хвои, роями насекомых и накрапывающим дождём. Вместе с представителями «Дятьково-ДОЗ» мы направляемся на лесосеку – основную цель нашего визита. Параллельно на практике познаём, что такое лесная инфраструктура. Под ногами сооружение из плотно подогнанных брёвен: поперек этой бревенчатой дороги – «лежнёвки» -  метров 6 в ширину, устроены каналы для отвода лишней воды с дорожного полотна. В дождливые периоды это позволяет лесной дороге оставаться сухой и проходимой для техники. Иногда это странное на наш несведущий взгляд сооружение из брёвен делает зигзаг: строители обошли муравейник или крепкое, здоровое дерево – источник семян.

– Таких дорог в Брянской области ещё нет, – рассказывает Валентин МОРОЗ, заместитель руководителя по лесному хозяйству ДОЗа –  эту технологию мы привезли из Карелии, где их строят уже более 20 лет, и практически все разрабатываемые карельские леса ими оснащены, теперь задача только в обслуживании. Между тем эти дороги дают возможность в самую глубину лесных массивов пускать трассовые машины. А это не только экономически выгоднее, это существенно сокращает нагрузку на экосистему леса. В настоящее время мы, к сожалению, пока не имеем возможности отказаться от использования тяжёлой лесовозной техники. 

«Лежнёвка» заканчивается – впереди серое месиво из глины, луж и земли. Колеи чуть ли не по пояс. Сапоги вязнут. Нам объясняют: вот это традиционный образец лесной дороги, ведущей к лесосекам. Сопровождающие – люди бывалые, укрепляют хлябь подручными средствами – ветками, спасая нашу творческую группу от «верной гибели» и полного отчаяния. Чудо-дорогу, которую мы неосторожно назвали вначале «странным сооружением», воспринимаем уже как некое супер-овой дорожной инфраструктуры. Если внимательно посмотрите фотографии, поймёте, что мы далеки от иронии.

– Затраты на строительство таких дорог немалые, – рассказывает Валентин Мороз, – но, как видите, они крайне необходимы. У нас ведь как говорят: лес везет не машина — лес везёт дорога. Сейчас период сильных дождей, лесовозы не работают из-за непроходимости, а построим мы такие дороги, как в Карелии, и пойдут сюда, вглубь леса, «МАНы» и «МАЗы».  Причём в любую погоду.

Участок лесных культур
А погода решила добавить нам ярких впечатлений. К участку лесных культур – именно так называется делянка, где вырубка деревьев была произведена три года назад – мы подходим под проливным дождём. Сегодня здесь уже красуются молоденькие сосенки, топорщась своими упругими хвоинками – всё-то им нипочём. Оно и понятно: за молодняком пристально следят, ухаживают, обрабатывают от сорняков.

Сегодня предприятие наряду с покупными саженцами выращивает свой посадочный материал. Глядя на окрепшие деревца, вспомнили еловый «детский сад», расположенный на территории ДОЗа – две теплицы по 120 квадратов каждая. Нежные светло-зелёные ростки весной следующего года займут места погибших от короеда-типографа деревьев. Этот короед – тема отдельная и крайне болезненная для лесных работников всего Центрального федерального округа, где успел оставить свой след коварный вредитель. Да и у нас при виде погибших сухих елей настроение не улучшается, стоит оглянуться по сторонам, чтобы понять, насколько велика опасность.

– Наша задача — максимально быстро остановить массовую гибель деревьев, - продолжает Валентин. – Согласно проектам освоения лесов мы увеличиваем объемы санитарных рубок погибших и только что заражённых деревьев – это, к сожалению, единственный способ борьбы с типографом. Вместо погибших деревьев мы должны посадить новые.

Бережное отношение к лесной экосистеме – принцип, от которого в «Дятьково-ДОЗ» не отступают никогда. Уход за лесом, его охрана, защита и восстановление – важнейшие направления в работе отдела лесного хозяйства завода, включающие противопожарные мероприятия, обустройство минерализованных полос и мест отдыха, проведение лесопатологических и санитарных обследований.

У цели
Итак, мы у цели – на одной из лесозаготовительных делянок «Дятьково-ДОЗ», где происходит заготовка и отгрузка древесины. Всё – c использованием уникальной для Брянской области техники. Главный герой действа – безусловно, мощный и невероятно оперативно работающий  харвестер John Deere 1270Е, в задачи которого входит валка деревьев, удаление сучьев и раскряжёвка хлыстов по сортиментам.

Виртуозность мощной и умной машины настолько впечатляет, что о дожде и килограммах грязи на сапогах забывается мгновенно. Манипулятор харвестера, словно гигантская рука с хорошо развитой моторикой пальцев,  аккуратно срезает и обрабатывает дерево, а порубленные остатки веток укладывает в волок, по которому подобно инопланетному насекомому харвестер перемещается дальше. Наш фотограф, безоглядно увлечённый увиденным, тоже словно на другой планете…

Следом за харвестером идёт форвардер этой же марки, серии 1210Е, собирающий сортименты и отвозящий их на верхний склад. Здесь рассортировав древесину, оператор машины сложит её так аккуратно, словно речь идёт о ювелирных изделиях. В этом также читается усвоенное работающими здесь людьми правило: в лесу должен быть порядок. К слову, и харвестер, и форвардер, специально разработанные для сложных условий лесозаготовок, несмотря на свою мощь и скорость, имеют предельно низкий уровень выбросов вредных веществ.

Безусловно, кроме экологической составляющей присутствует и экономическая: там, где раньше требовались огромные усилия целых бригад лесозаготовителей, сегодня достаточно присутствия одного-двух операторов. Этот факт, наряду с высоким уровнем технической безопасности машин, работающих на лесосеке, сводит  к минимуму травмоопасность, по которой лесозаготовка, согласно статистике, занимает второе после горнодобывающей промышленности место. Отдельного внимания заслуживает инновационный комфорт управления техникой, которое осуществляется джойстиком. Эргономичная поворотная кабина оснащена бортовым компьютером, системой автоматического кондиционирования, ёмкостями для хранения и разогрева пищи. Все данные о длительности смены оператора, ходе его работы фиксируются и, при необходимости, распечатываются здесь же, в кабине.

Обратный путь
Операторы люди не случайные – готовили ребят долго и тщательно. Не только как технарей – любой из них легко определит эталонные экземпляры деревьев, составляющие семенной фонд леса, трогать которые нельзя ни в коем случае. Ни один из них не нарушит установленного порядка, не уничтожит муравейник, и уж тем более не уйдёт за пределы лесосеки.

Об этом говорим на обратном пути. А ещё о том, что у предприятия в планах создание целого комплекса теплиц для выращивания саженцев и «холодильника» для их хранения, позволяющего продлить сроки посадок. О том, что в перспективе механизированная посадка леса и внедрение технологии посадки с закрытой корневой системой, о том, что все эти мероприятия позволят быстрее восстанавливать брянские леса.

Тот же дождь, та же глина под ногами и, – наконец, наша замечательная бревенчатая дорога, которую мы запомним надолго. Но главное, не дорога и даже не потрясшие наше воображение машины, а потаённое чувство радости и гордости. Оттого, что есть на Брянщине люди неравнодушные, благодаря которым работают мощные и успешные предприятия, или поднимаются маленькие ёлочки в теплицах, или строятся лесосберегающие дороги, или остаются невредимыми муравейники… Это даёт надежду на то, что наши леса будут жить и дарить нам своё ценное сырьё – древесину, радовать нас и наших детей красотой своей и чистотой воздуха.

 

 35950
Обсуждение
Комментарии для сайта Cackle
Новости регионов
19:59:44 10-12-2016
Инцидент произошел 10 декабря в Смоленске на улице Кашена.
14:38:39 10-12-2016
Инцидент случился 9 декабря в пятом часу вечера на трассе «Москва-Минск», в результате пострадал водитель «семерки».
14:25:10 10-12-2016
ДТП случилось сегодня, 10 декабря, в половину девятого утра в Демидовском районе.
22:44:58 09-12-2016
Нерадивый отец накопил долга по алиментам на 80 тысяч рублей.
22:30:01 09-12-2016
В связи с закрытием движения транспорта по 1-му Краснофлотскому переулку 10 декабря автобус №8 временно будет ходить по-другому.
11 Декабря, 2016
-6 $64€68
Лента новостей
ЕЩЕ НОВОСТИ
Новости региона
Актуальные темы
Новости партнёров
Опора России
На базе брянских вузов предлагается организовать обучение будущих предпринимателей

На базе брянских вузов предлагается организовать обучение будущих предпринимателейОрганизовать на базе брянских высших учебных заведений подготовку и обучение будущих предпринимателей предложил председатель реготделения «ОПОРЫ РОССИИ» Виктор Гринкевич на круглом столе «Региональный бизнес — перспективы молодым», который прошёл в БГИТУ.

Ростелеком новости
Новинки в «Интерактивном ТВ» от «Ростелекома»: авантюрно-развлекательный телеканал TRiCK

Новинки в «Интерактивном ТВ» от «Ростелекома»: авантюрно-развлекательный телеканал TRiCK«Ростелеком» первым среди российских ТВ-операторов начал транслировать новый развлекательный канал TRiCK – на кнопке 409 в «Интерактивном ТВ». TRiCK – это первый телеканал о магии, иллюзиях, авантюрах всех времен и народов. Создатели нового телеканала уже 4 года успешно развивают проект Travel+Adventure.

МРСК новости
Брянскэнерго проводит «Дни открытых дверей» для школьников

В рамках реализации мероприятий, приуроченных к «Году инженера», в Рогнединском районе электрических сетей (РЭС) филиала ПАО «МРСК Центра» - «Брянскэнерго» проведен День открытых дверей для школьников 11 класса МБОУ СОШ №1.

 

РЖД новости
Пригородные поезда пойдут по новому «зимнему» расписанию.

 Пригородные поезда пойдут по новому «зимнему» расписанию.Новый график движения пригородных поездов, сформированный с учетом пожеланий регионов и компании-перевозчика, вступит в силу с 11 декабря

В расписании движения пригородных поездов Брянского региона Московской железной дороги, вступающего в действие с 11 декабря 2016 года, произойдут изменения. Пригородные поезда пойдут по новому так называемому «зимнему» расписанию.

РЖД новости
Состоялось открытие коттеджного посёлка «Андреевский парк»

Состоялось открытие коттеджного посёлка  «Андреевский парк»

Торжественное  открытие «Андреевского парка» состоялось 9 сентября и стало прекрасным праздником для гостей и новосёлов коттеджного посёлка.