Поиск по сайту
Поиск по сайту

Стальные героиСтальные герои. О вкладе железнодорожников Смоленщины в Великую Победу.

Опубликовано 13-05-2020, 14:02

Стальные героиСтальные герои. О вкладе железнодорожников Смоленщины в Великую Победу. Как в первые дни войны работала железная дорога? Как подпольщики боролись с фашистами при помощи «угольных» мин? Кто выводил из-под огня цистерны с горючим?

 

Сбили темп врага

Смоленск бомбили уже на третий день войны - 24 июня 1941-го... Железнодорожники быстро восстанавливали повреждённые пути, и по ним снова шли поезда. Транспортный узел продолжал работать.

Уже 3 июля из находившегося на Западной дороге 5741 вагона с воинскими грузами 2520 были сосредоточены на Смоленском узле, где ежедневно выгружали по 40-45 оперативных эшелонов. Освобождавшийся подвижной состав использовался для отправки эвакогрузов и вывоза имущества военных складов. Именно по железным дорогам, несмотря на частые вражеские бомбардировки, обеспечивалась доставка всего необходимого для снабжения Красной Армии.

Свою эффективность на смоленской земле в условиях военного времени показали специальные ремонтные поезда, которые давали вторую жизнь мостам, путям, линиям связи. Бригадам этих мастерских на колёсах приходилось выезжать в самое пекло, трудиться сразу после сражений.

На улицах Смоленска завязывались ожесточённые бои. Они продолжались и после 29 июля, когда осаждённые войска получили приказ оставить город, вплоть до 10 сентября. Железнодорожники покидали город, когда бои шли уже на его окраинах, а начальник станции Смоленск-Центральный Георгий Васильев и другие железнодорожники уезжали последним поездом…

Смоленское сражение сбило темпы фашистского наступления. Областной центр героически оборонялся, став на два месяца стеной для продвижения гитлеровцев к Москве. После его сдачи осенью 1941 г. в городе возникает подполье. Часть железнодорожников использовала работу при немцах для диверсий. Конечно, не каждый мог отважиться на такие опасные для жизни поступки.

Подпольщики повреждали детали паровозов, выводили из строя средства сигнализации и связи, водоснабжения, размораживали паропроводы, изготавливали «угольные» мины, подбрасывая их в уголь, минировали железнодорожные пути. Риск был огромный. Так, в феврале 1942 г. в депо Смоленск было завезено 42 «угольные мины», а в пяти паровозах взорвались миномётные снаряды, заложенные в жаровые трубы. Немцы не могли считать это случайностью. Борьба отчаянных патриотов с хорошо организованным военным оккупационным аппаратом германской армии была неравной. В 1942 г. большинство подпольщиков казнили…

 

Трофей машиниста

Стальные героиСтальные герои. О вкладе железнодорожников Смоленщины в Великую Победу.Машинист Борис Болотин вёл состав с горючим из Вязьмы к осаждённому Смоленску, считая своим долгом оправдать оказанное ему доверие. Гордился, что в совершенстве овладел искусством манёвра, мог обмануть воздушного пирата. Ушёл от бомб и на этот раз. Во время обратного рейса на станции Присельской сообщили: близ Ярцева выброшен десант. Болотин решил прорваться. Мимо десанта гитлеровцев он проскочил на полном ходу. Но вскоре увидел, что впереди путь загромождён разбитыми вагонами. Ловушка! Тогда машинист подорвал паровоз и стал пробираться к Вязьме. У переправы через Днепр слышались крики и выстрелы. Болотин обошёл переправу стороной, но неожиданно столкнулся с немецким офицером. Бежать бессмысленно. Офицер пытался узнать, используя карту,  о расположении советских войск. Вдруг раздалась автоматная очередь - офицер упал, а Болотин с картой в руках нырнул в кусты. Его трофей оказался очень важным для командования нашей частью, в расположение которой вышел машинист. Болотин вернулся в Вязьму, снова водил поезда. О подвигах Болотина и его товарища машиниста Михаила Кручинина, которому вместе с красноармейцами довелось с оружием в руках отстаивать состав с боеприпасами, рассказывалось тогда в «боевых листках». Мужество и отвага железнодорожников отмечены высокой наградой Родины - они были удостоены ордена Ленина.

 

Цистерны из огня

Стальные героиСтальные герои. О вкладе железнодорожников Смоленщины в Великую Победу.Над Вяземским железнодорожным узлом фашистские самолёты появились 26 июня 1941 г. С того дня город становится прифронтовым. Вяземские железнодорожники под непрерывными бомбёжками водили поезда к Западному фронту, обеспечивая своевременную доставку войск и военных грузов.

Знаком «Почётному железнодорожнику» наградили тогда помощника машиниста Марию Журавлёву. Во время ночного налёта на Вяземский узел она маневровым паровозом вывела из огня цистерны с горючим. Действуя самоотверженно, работники станции и паровозного депо спасли ещё несколько составов, подготовленных для отправки на фронт.

Многие работники магистрали сражались в партизанских отрядах. На героической Смоленщине, между Вязьмой и Оршей, пролёг путь партизанской славы железнодорожников-заслоновцев. В свой поход ушёл из Вязьмы легендарный партизанский командир, железнодорожник Константин Заслонов, героически погибший в неравном бою с гитлеровцами. Машинист сформировал боевые группы из железнодорожников, которые впоследствии проводили опустошительные рейды по немецким тылам.

25 сентября 1943 г. войска Красной Армии освободили город, а спустя два месяца через станцию Смоленск-Центральный снова пошли военные эшелоны на фронт.

 

ВАЖНО

Стальные героиСтальные герои. О вкладе железнодорожников Смоленщины в Великую Победу.25 сентября 2019 г., в День освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков, в сквере у железнодорожного вокзала Смоленска открылся памятник воинам-железнодорожникам. В годы Великой Отечественной войны воины 1, 6 и 26-й отдельных железнодорожных бригад, проявляя беспримерное мужество, самоотверженность и героизм, осуществляли заграждение и техническое прикрытие стальных магистралей на подступах к столице, а впоследствии максимально быстро восстановили на территории Смоленской области железнодорожные узлы: Смоленск-Сортировочный, Смоленск-Центральный, Красный Бор, Колодня и Гнёздово.

 

Сергей БАБАРЫКО, 
Ирина ГУБЧИК
Материал и фото предоставлены Службой корпоративных коммуникаций МЖД 
и Технической библиотекой 
на станции Смоленск.

 7890
Обсуждение
Комментарии для сайта Cackle
Новости регионов
03:00:00 01-01-1970
03:00:00 01-01-1970
03:00:00 01-01-1970
03:00:00 01-01-1970
03:00:00 01-01-1970
03:00:00 01-01-1970
Лента новостей
ЕЩЕ НОВОСТИ
Актуальные темы
Новости партнёров
Колонка УФАС
Задавайте вопросы, УФАС на связи
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области часто поступают вопросы по рекламе поступающей абоненту по телефонной связи.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области часто поступают вопросы по рекламе поступающей абоненту  по телефонной связи.На вопросы ответила заместитель руководителя-начальник отдела естественных монополий и рекламы Наталья Александровна Новикова.

Ростелеком новости
«Цифровой рецепт восстановления экономики»: РСПП и «Ростелеком» провели онлайн-форум с лидерами российской экономики

8 июля 2020 года состоялся третий Форум по цифровой трансформации, который уже традиционно проходит в рамках Недели российского бизнеса Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Главная тема — «Цифровой рецепт восстановления экономики». Из-за текущей ситуации мероприятие прошло в онлайн-формате. Организаторы форума — комитет РСПП по цифровой экономике и «Ростелеком».

РЖД новости
Рейды безопасности пройдут на железной дороге в Брянской области с 10 июля

Рейды безопасности пройдут на железной дороге в Брянской области с 10 июляС 10 по 20 июля в Брянском регионе Московской железной дороги в местах массового несанкционированного прохода через пути пройдут рейды безопасности  совместно с представителями правоохранительных органов. Целью рейдов является предупреждение транспортных происшествий, особенно среди несовершеннолетних, в зоне движения поездов.

МРСК новости
Игорь Маковский: до конца 2020 года в «Россети Центр» и «Россети Центр и Приволжье» будут созданы 9 цифровых центров управления сетями регионов и крупных городов

Игорь Маковский: до конца 2020 года в «Россети Центр» и «Россети Центр и Приволжье» будут созданы 9 цифровых центров управления сетями регионов и крупных городов«Россети Центр» и «Россети Центр и Приволжье» продолжают реализацию проектов по созданию в регионах своей операционной ответственности (20 субъектов РФ) цифровых Центров управления сетями (ЦУС) и Городских диспетчерских пунктов (ГДП). Работы ведутся с 2019 года в рамках программы цифровой трансформации.

РЖД новости
В жилые комплексы «Надежды» заглянули новогодние волшебники

В жилые комплексы «Надежды» заглянули новогодние волшебникиПраздничный марафон промчался по жилым комплексам ГК «Надежды» в субботу, 29 декабря. Новогодние утренники на свежем воздухе в компании Деда Мороза и Снегурочки прошли сразу в трех дворах: в ЖК «Академическом», «Гранде» и «На Советской».


Опора России
Бегом через Байкал.

Бегом через Байкал.Брянские спортсмены пересекли озеро Байкал бегом.
2 марта 2019 года состоялся XV Байкальский Ледовый Марафон «За сохранение чистых вод». В нем приняли участие спортсмены более чем из 50 стран мира.