Иномарки взлетят в цене?
Размер утилизационного сбора может превысить 700 000 рублей
С 1 сентября 2012 года в России будет введен экологический утилизационный сбор за новые или подержанные иномарки, произведенные на территории страны или ввезенные из-за рубежа. Уплата сбора ляжет на плечи производителей и импортеров – а следовательно, на плечи обычных покупателей. Между тем с 1 сентября в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию начнут снижаться ввозные таможенные пошлины: сначала — на 5%, а к 2020 году — на 15%.
Как взаимосвязаны два этих события, а также чего ожидать в ближайшем будущем брянским покупателям автомобилей, эксперты обсудили за круглым столом в редакции еженедельника «АиФ-Брянск».
Закон жесток?
Итак, согласно закону, подписанному президентом Владимиром Путиным, с 1 сентября 2012 года за каждую новую или подержанную иномарку, ввозимую в Россию или произведенную на ее территории, импортеры и физические лица обязаны уплатить утилизационный сбор. Отечественные производители сбор платить не будут, но должны гарантировать безопасную утилизацию «отъездивших свое» автомобилей. Закон устанавливает запрет на регистрацию и выдачу паспортов транспортных средств без штампа от производителей или поставщиков о гарантиях утилизации.
Базовая ставка утилизационного сбора для легковых автомобилей, в соответствии с проектом постановления правительства, опубликованным на сайте Минпромторга, предполагается на уровне 20 000 руб. В зависимости от возраста машины и объема двигателя она умножается на повышающий коэффициент. Самый низкий коэффициент установлен для физических лиц, намеревающихся ввезти машину из-за границы или приобрести иномарку, произведенную в России: для новых авто – 0,15, для машин старше трех лет – 0,25. Соответственно, стандартный сбор для «частников» должен составить порядка 3000-5000 руб.
Иначе дело обстоит производителями и импортерами, имеющими статус юридических лиц: минимальный коэффициент в этой категории установлен для новых и подержанных электромобилей и новых автомобилей с объемом двигателя не более 2 л. Для таких же, но подержанных автомобилей, коэффициент вырастает уже до 8,26, а размер сбора – до 165 200 рублей. За ввоз нового автомобиля с двигателем объемом от 2,0 л до 3,0 л, придется заплатить 53 200 руб. (коэффициент 2,66), такого же, но подержанного — 322 400 рублей (коэффициент 16,12). Наконец, самые высокие коэффициенты установлены для автомобилей с объемом двигателей более 3,5 литра: 5,5 для новых машин и 35,01 — для подержанных. За ввоз этих машин юридическим лицам придется отдать 110 000 руб. и 700 200 руб. соответственно.
Продажи растут. Пока?
Ирина Мальцева
Наталья Емельяненко
Александр Шейдеров
Павел Ветошко
Сергей Новиков
Евгений Любченко
Какова сегодня ситуация на рынке автомобилей в Брянской области? Насколько изменился спрос? Слово – нашим экспертам.
— По сравнению с прошлым годом продажи автомобилей «Volkswagen» выросли на 20%, — говорит Наталья Емельяненко, директор по продажам компании «Volkswagen Центр Брянск». — Успехом пользуются абсолютно все модели — от бюджетного Polo Sedan до более дорогого Touareg.
— В нашей компании рост продаж коммерческих автомобилей «ГАЗ» составил порядка 10%, в июле эта цифра выросла до 40%, — отмечает Александр Шейдоров, генеральный директор ООО «Брянскзапчасть». – Однако с введением утилизационного сбора, я уверен, этот рост никак не связан – люди о нем пока мало наслышаны. Скорее это результат действия внутренних программ завода-изготовителя. Продажи автомобилей Mitsubishi и Toyota остаются на прежнем уровне.
По словам Павла Ветошко, генерального директора ООО «ТТЦ «Автомаркет», продажи новых моделей УАЗ – «Патриот» и «Пикап» – выросли в среднем на 30%, остальных моделей – на 6%. Павел Андреевич отметил рост спроса на автомобили Chevrolet NIVА после небольшого спада в апреле-мае текущего года, а также на автомобили SsangYong и линейку отечественной Lada.
— У нас ситуация довольно стабильная, в этом году в целом отмечается подъем рынка, и даже в летние месяцы присутствует небольшой рост продаж. Но по сравнению с прошлым годом, когда действовала программа утилизации, однозначно можно отметить определенный спад, — констатирует Сергей Новиков, коммерческий директор ОАО «Брянск-Лада».
— Если сравнивать с предыдущим годом, рост продаж составил 20-30%. Что нас особенно радует – жители Брянской области перестали ездить в другие города, чтобы купить автомобиль Toyota. Словом, продажи уверенные, — таково мнение Александра Гавшина, заместителя директора по продажам компании «Автомир-Toyota».
Коллапс неизбежен?
Как брянский авторынок отреагирует на инициативу правительства о введении утилизационного сбора? Наши гости единодушно разводят руками – конкретными цифрами, на основании которых можно сделать прогноз, пока не располагает никто.
— У нас есть некоторые предположения о том, как все будет происходить, но это, конечно, только предположения, — говорит Александр Гавшин. – Вероятно, импортные иномарки подорожают в среднем на 1%, подорожание пикапов составит порядка 10%, а хуже всего придется коммерческому транспорту – его стоимость вырастет процентов на 20. Что особенно неприятно, в ВТО мы вступаем 23 августа, а утилизационный сбор вводится 1 сентября – по всей видимости, в течение недели нас будет ожидать полная неразбериха, некий коллапс, и существует вероятность того, что в это время машины просто не будут растаможиваться.
— При этом не стоит забывать, что пошлины на ввозимые автомобили начнут снижаться не со дня вступления России в ВТО, это вопрос не одного дня и даже месяца, — напоминает Сергей Новиков.
Его поддерживает и Наталья Емельяненко:
— Действительно, когда в прошлом году стало известно о вступлении России в ВТО, многие посетители нашего автосалона отказывались от покупки, наивно полагая, что буквально «завтра» машины подешевеют. Приходилось объяснять, что это не так.
— После общения с отечественными производителями у меня сложилось мнение, что они абсолютно уверены, что их нововведения не коснутся, — отмечает Павел Ветошко.
— Думаю, после введения утилизационного сбора речь может идти о подорожании российских автомобилей на 3000-5000 руб., что сопоставимо с плановым ежеквартальным ростом цен на отечественные авто, — соглашается Сергей Новиков. – А для иномарок, поставляемых физическими лицами, ставки действительно сумасшедшие.
Что же касается некоторого послабления для электромобилей, предусмотренного законопроектом, то это «сомнительная радость», считают наши эксперты. Дело в том, что на сегодняшний день на территории Брянской области продан всего… один электромобиль. В основном на рынке региона представлены так называемые гибриды – и до сих пор они воспринимаются скорее как экзотика.
Сбор VS пошлины: кто кого?
Является ли утилизационный сбор некой компенсацией неизбежного снижения таможенных пошлин после вступления России в ВТО? Об этом – наш следующий вопрос.
— Машины однозначно не станут ни дешевле, ни дороже, — вступает в разговор Евгений Любченко, директор ООО «Автореал». – Все дело в том, что цена автомобиля определяется… маркетологами – для каждого конкретного сегмента. И в большинстве случаев покупатель голосует за эту цену собственным кошельком.
— Производитель заинтересован в том, чтобы сохранить старые цены, он имеет возможность это сделать, — дополняет Александр Шейдоров. – Рост возможен, но, уверен, он будет минимальным.
Быть может, за счет массового открытия собственных производств иностранными компаниями на территории России после вступления в ВТО стоимость машин снизится?
— Многие уверены, что после вступления в ВТО Россию ожидают одни «пряники», но этого не будет, — уверен Павел Ветошко. – Для того чтобы иностранные автопроизводители ринулись повсеместно открывать производства, например, в Брянской области, необходимы три условия: финансовая составляющая, трудовые ресурсы и инфраструктура. Мы этим похвастаться не можем. Спрос у нас тоже весьма скоромный: по моим данным, Брянск занимает 71-е место по количеству машин на душу населения. А за пять месяцев на учет в регионе поставлено всего 6000 автомобилей. Для сравнения: в Калуге – 12 500. Вопросов, что называется, больше нет.
— Самое страшное в новом законе что, допустим, трехлетнюю машину теперь будет сложно продать, учитывая коэффициент, — возвращается к разговору об утилизационном сборе Александр Шейдоров. – Кто захочет платить эту сумму при покупке подержанного автомобиля? На Западе тоже есть утилизационный сбор, но, если машину продали за границу, эта сумма продавцу возвращается. А сейчас будет все наоборот.
Неужели система трейд-ин доживает последние дни?
— Думаю, проще будет пустить машину стоимостью в миллион «под топор», чем заплатить 600 тысяч утилизационного сбора, — предполагает Александр Шейдоров.
— У нас как всегда: сначала создаем трудности, затем их героически преодолеваем, — шутит Сергей Новиков.
А как же теперь в России будет осуществляться сам процесс утилизации подержанных авто?
— Сегодня утилизацию решили с плеч государства переложить на плечи бизнеса, и это нормально, подобная практика действует в цивилизованных государствах, — напоминает Павел Ветошко. — В некоторых странах, где введен утилизационный сбор, распространены случаи, когда подержанные автомобили бросают прямо у ворот дилерской компании, которая, чтобы избежать начисления штрафа, вынуждена сама утилизировать автомобиль. Через пять-семь лет и наши производители к этому придут, ведь утилизационный сбор уже заложен в стоимость транспортного средства.
В целом участники круглого стола выразили сомнение в скором появлении в России пунктов утилизации, придерживаясь мнения о компенсаторной функции нового закона, который, по их мнению, призван уравновесить снижение таможенных пошлин после вступления страны в ВТО и защитить отечественного автопроизводителя.
Когда покупать?
Выходит, изменения так или иначе неизбежны. Что в свете этих событий посоветуют наши эксперты – стоит ли сейчас «выворачивать карманы» и спешить в салон за новым автомобилем?
— Если возникло желание купить машину, нужно успеть сделать это до конца года. С 1 января грядет подорожание, — предупреждает Александр Шейдоров.
— Я считаю, что автомобиль нужно покупать «здесь и сейчас», пока ситуация прозрачна, — в свою очередь рекомендует Наталья Емельяненко. – Не стоит надеяться, что после вступления России в ВТО машины значительно подешевеют.
Какие же интересные предложения приготовили для покупателей брянские автодилеры в преддверии реализации новой законодательной инициативы?
Александр Шейдоров:
— В феврале 2013 года «Группа ГАЗ» представит новую модель. Кроме того, в будущем году на базе автомобиля «ГАЗель-Next» появится новый автобус с дизельным двигателем. Отмечу также, что в ближайших планах компании ГАЗ — выход на турецкий рынок.
Наталья Емельяненко:
— Весной 2013 года «Volkswagen» выпустит обновленный Golf седьмого поколения. Пока информация о том, как теперь будет выглядеть легендарный автомобиль, держится в секрете, но интерес со стороны покупателей очевиден. Сегодня «Volkswagen Центр Брянск» предлагает интересные маркетинговые предложения и разнообразные программы кредитования, разработанные совместно с банками-патрнерами. В частности, специальные условия мы предоставляем при покупке эксклюзивной модели Volkswagen Scirocco — быстрый и стремительный, спортивный и элегантный, этот автомобиль не оставит равнодушным никого.
Евгений Любченко:
— В следующем году в наших автосалонах появится автомобиль ХХ, который придет на смену бюджетной Daewoo Nexia, а также новая модель Skoda Citigo, представляющая собой компактный городской автомобиль. Еще одна ожидаемая новинка — Skoda Rapid. Что касается марки Suzuki, в июле открыт прием заказов на обновленную версию легендарного компактного внедорожника Jimny, обновлению подвергнется и Suzuki Grand Vitara. Ну и, конечно, главная новость от «Автореала» — открытие в августе автосалона, где будет представлен весь модельный ряд автомобилей Peugeot. Это событие приурочено к появлению на рынке новой модели производителя – Peugeot-хх8.
Ирина Мальцева, маркетолог компании «Автомир-Toyota»:
— «Автомир-Toyota» не перестает радовать своих клиентов и при покупке Toyota RAV4 предоставляет право на бесплатное прохождение четырехкратного регламентного технического обслуживания, что значительно снижает расходы покупателей на обслуживание автомобиля. В нашем салоне постоянно действуют специальные кредитные программы, рассчитанные на покупателей с разным уровнем дохода. В числе новинок – Toyota GT86. Модель будет представлена в Москве и в нашем дилерском центре. Также ожидается выпуск обновленной Toyota Camry с двигателем объемом 2 литра. Она уже есть в продаже.
Сергей Новиков:
— С августа этого года популярные LADA Kalina и LADA Priora оснащаются автоматической коробкой передач. А в 2013 году на суд покупателей будет представлены обновленные модели этих автомобилей, пока характер преобразований держится в строжайшем секрете, но ответы на все интересующие вопросы можно получить уже в конце августа — на Московском международном салоне. Ну а сегодня мы, как и наши коллеги, рады предложить покупателям возможность воспользоваться специальными условиями при покупке автомобилей производства компании «Автоваз».
Павел Ветошко:
— В первом квартале 2013 года на рынок выйдет рестайлинговая версия внедорожника Chevrolet NIVА. В следующем году компания Fiat представит обновленный Ducato итальянской сборки. Демократичная цена NEW Ducato, уверен, вызовет интерес прежде всего со стороны коммерческих перевозчиков. Плюс компания «Автомаркет» уже принимает заказы на новый SsangYong Rexton.