Семинар на тему: «Правоприменительная практика Брянского УФАС России при осуществлении контроля за соблюдением требований законодательства о рекламе в рекламе медицинских услуг и методов лечения»
04 марта 2021 года заместитель руководителя-начальник отдела естественных монополий и рекламы Брянского УФАС России Новикова Наталья Александровна провела семинар для представителей малого и среднего бизнеса, занимающихся рекламой медицинских услуг, на тему: «Правоприменительная практика Брянского УФАС России при осуществлении контроля за соблюдением требований законодательства о рекламе в рекламе медицинских услуг и методов лечения».
Н.А. Новикова ответила на актуальные вопросы рекламодателя.
Требования к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины установлены статьей 24 Федерального закона «О рекламе».
Прежде всего необходимо уметь разграничивать рекламу медицинских услуг и рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.
Перечень медицинских услуг определен Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Указание в рекламе способов воздействия на организм человека, полностью совпадающих с наименованием медицинских услуг, содержащихся в Номенклатуре, позволяет квалифицировать такую рекламу в качестве рекламы медицинских услуг.
Так например, услуги массажа, прокола ушей, парафинотерапии относятся к медицинским услугам. Частью 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, площадь которого должна составлять не менее пяти процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Таким образом, при рекламировании медицинских услуг массажа, прокола ушей или парафинотерапии должна иметься пометка об имеющихся противопоказаниях и консультации специалиста.
Под методами профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации понимаются способы, приемы проведения профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации.
Так, например, на вопрос: «Реклама УЗИ является медицинской услугой, а указание УЗИ с раскрытием преимуществ данного метода и его эффективности» — является конкретным методом диагностики и лечения.
Заместитель руководителя Брянского УФАС России отметила, что законодательством установлены ограничения на рекламу медицинских услуг: информация о методах профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации может распространяться только в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, а также введен полный запрет на рекламу медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности.