Лицей — малый университет. Стандарт качества, проверенный временем
Учиться в Брянском городском лицее №1 имени А. С. Пушкина не только престижно, но и перспективно. Так, в этом году из 29 выпускников одного медицинского класса 27 человек поступили на бюджетные места в медицинские вузы страны. Двое выбрали химико-технологические высшие учебные заведения, что также отвечает профилю класса.
О том, как со школьной скамьи у нас готовят будущих первоклассных специалистов и учёных, рассказал директор лицея Юрий Клюев.
Выбор должен быть осознанным
— Юрий Александрович, сколько ребят выпустил лицей за 31 год своей работы?
— 5,5 тысячи, из них 414, например, окончили МГУ, а 40 из них стали кандидатами наук.
В этом году из 46 выпускников медицинского профиля 15 поступили в Московский медуниверситет имени Сеченова — так называемый первый мед, двое — в Санкт-Петербургские медуниверситеты. А большинство остальных ребят отправились в медвузы Смоленска, Курска, Воронежа. Думаю, многие из них вернутся в медучреждения Брянщины, как это было и раньше. Статистика это подтверждает — сегодня в области более 60 врачей, причём ведущих, — выпускники нашего лицея. Сергей Александрович Галаганов — известный малоинвазивный сосудистый хирург, ныне директор областного департамента здравоохранения; единственный лор-фониатр Алексей Семёнович Гуревич из первого выпуска 1991 года; Наталья Валентиновна Дударева (Куцанова) — акушер-гинекологов первой городской больницы; Дмитрий Владимирович Лопатин — блестящий врач-онколог областного онкодиспансера; Валерия Александровна Терновская — врач-невролог Брянской областной больницы, которая сейчас руководит одним из коронавирусных госпиталей Брянщины.
Есть мнение, что лицей больше работает на столичные вузы, а некоторые ребята потом и вовсе уезжают из страны. Это несколько однобокое суждение. Лицей успешно удовлетворяет и потребности региона. Прошу заметить, что из обычной школы выходят два или три класса. А у нас их, как правило, семь или восемь — в этом году лицей окончили 204 человека, из которых в Брянске остались 50 ребят, то есть это два полных класса. В будущем, уверен, они будут гордостью региона.
— Уже несколько лет брянский лицей в лидерах по качеству образования среди российских школ. Как удаётся поддерживать высокий статус?
— Мы не только удерживаем эту планку, у нас положительная динамика. Знаю, что для многих (столичных в том числе) школ вхождение в списки, которые публикует аналитическое агентство «РАЭКС», — это событие на уровне исторического. А мы уже не первый год в топ-50 по стране и первые в ЦФО.
Лицей — это, с одной стороны, большая школа, а с другой — малый университет. В 2005 году я пришёл студентом в лицей на педагогическую практику и заметил у расписания отдельные цветные листы, где было написано: выездная школа Московского государственного университета, лектор — академик Российской академии наук Валерий Васильевич Лунин. Академик в школе! Как такое может быть? В лицее может!
— Не тяжело детям даются такие нагрузки?
— Тяжело тому, кто скучает, а скучать не в нашей традиции. Бывает, конечно, что кто-то возвращается назад в школу, и не знаешь, как к этому относиться — то ли мы недостаточно сработали для того, чтобы ребёнок остался, ведь он успешно справился с испытаниями, то ли это изначально не его решение о поступлении в лицей. Именно поэтому считаю удачнее в лицей набирать не с пятого класса, а позже.
— Как, собственно, с этого года и происходит.
— Да, мы отказались от наборов в пятые и шестые классы. В лицее никогда не было начальной школы, и раньше он вообще начинался только со старших классов. Так что мы пошли по классической модели — иногда новаторством является возврат к началу, конечно, с переосмыслением.
Ведь когда дети заканчивают четвёртый класс, даже внутри своей школы им предстоит знакомство с новым коллективом учителей — до этого был первый учитель, который всё вёл, а с пятого класса уже нужно общаться с предметниками. При этом не принципиально — остался ты в своей школе или меняешь её на другую. Поэтому многие бессознательно стремятся в лицей. А когда ребёнок переходит в седьмой класс, то уже осознанно делает этот выбор, оставляя сформированный коллектив. Это бо́льшая жертва, согласитесь.
Стабильность — не значит стагнация
— А как менялся со временем сам лицей?
— Сначала стоит вспомнить, с чего он начинался в 1990 году. Основала это уникальное заведение Антонина Семёновна Курасова — народный учитель России, человек, который впервые получил эту награду для Брянской области. Помню, Антонина Семёновна говорила, что её в 1989 году очень заинтересовала Тульская школа старшеклассников. Это было новое веяние времени. Естественно, что такому деятельному и дальновидному человеку хотелось привнести что-то новое в свой регион. Всё получилось более глобально. Первые лицейские классы появились в 54-й школе, которую тогда возглавляла Антонина Семёновна, а затем переезд в старое здание 9-й школы, где и появился лицей, как отдельное и уникальное учебное заведение. В нынешнем здании он находится с 2000 года. Замечу важную деталь — лицей не поглотил 54-ю школу, она работает и сегодня. Позднее стали создаваться подобные заведения на базе своих же школ, а здесь всё делали с нуля. Революция в образовании. Это точно.
На заре перестройки лицеи только зарождались, и по всей стране их были считанные единицы. К тому же в 1990-е многие потерялись, и не смогли найти себя. А Антонина Семёновна чётко шла к своей мечте.
Программ для профильных классов не было, их приходилось разрабатывать самостоятельно. Зато какая получилась профилизация! Сейчас Москва говорит о необходимости создания медицинских классов, а они, лицейские, были у нас ещё в 54-й школе. Так же, как и инженерные классы, для внедрения программам которых наши учителя сотрудничали с Рязанским радиотехническим институтом.
Многие из сегодняшних лицейских учителей пришли сразу после института, и Антонина Семёновна давала им определённый карт-бланш, принимая на работу вчерашних студентов в уникальное учебное заведение. Такой огромный кредит доверия зажигал людей. Сейчас это уже авторитетные учителя, отмеченные ведомственными и государственными наградами.
Мы продолжаем общаться и с Антониной Семёновной, и с теми, кто был в её команде, стоял у истоков. Потому что с опорой на традиции и новаторство получается лучше. Сейчас часто говорят о свободе выбора, между традициями и стереотипами ставят знак равенства, но нужно помнить, что разрушать стереотипы — это не значит опровергать истину. Представьте: Волга впадает в Каспийское море, а кто-то поднимет руку и скажет, что у него на этот счёт «своё» мнение. И что это будет?
Поэтому стержень нашего образовательного процесса — академичность, строгость стиля, и речь тут не о единой форме, а о напитанности культурой, классикой. Такая внутренняя наполненность и внешне видна — многие мне говорят, что лицеистов даже на остановке легко узнать среди других школьников. А это обязывает наших ребят к соответствующему поведению.
Но стабильность не есть стагнация. Учатся у нас не только дети и учителя, но и другие школы. А мы развиваем образовательное пространство за счёт современных технологий. В 2019 году на 11 миллионов бюджетных средств нас укомплектовали интерактивными панелями, электронными микроскопами, приборами для лабораторий физики, химии, биологии. Сегодня мы занимаемся капитальным ремонтом и оборудованием современного IT-центра, включающего хайтек-зоны, современную научную телестудию.
— А как относитесь к дистанционному образованию? Хотя его пока не собираются вводить…
— Многие ставят знак равенства между дистантом и цифровизацией. Но это разные вещи. Если учитель и удалённо, и при личном общении использует один метод — фронтальную беседу, то в чем цифровизация тогда? Цифра отвечает за подачу материала, она призвана объяснить то, что нельзя показать на пальцах. Если на уроке анатомии взять самый лучший муляж, то на нём дети в общих чертах познакомятся с икроножной мышцей, но её не будет видно детально, тем более изнутри, в трёхмерном пространстве. А технологии визуализируют такую картинку по щелчку клавиши. При этом «глаза в глаза» рефлексируя увиденное учениками. Уверен, что все попытки уличить образование в тенденции тотального «дистанта» — всего лишь праздный предлог поговорить об очевидном. Никто не упразднит живое слово. Дистант — вспомогательная мера. Только и всего.
Принимают детей из города и области
— Как к вам попасть желающим?
— Подать заявление вправе каждый. Как правило, в мае уже есть конкурс. Хотя профилизация начинается в восьмом классе. В этом учебном году мы впервые сформировали седьмой математический класс. И этот проект себя оправдал — в учебном плане уже есть теория вероятностей. Но перед зачислением в такой класс мы собеседовали каждого — выдержали вступительные испытания далеко не все.
— Некоторые уверены, что не только знания ребёнка решают, но и достаток семьи. Мол, в лицей ходит «золотая» брянская молодёжь…
— И снова разговоры о праздном. Да, не секрет, что у нас, как и во многих школах, учатся дети очень успешных людей. Но они и выбирают лучшее для своего ребёнка. А чтобы тот не уверовал в свою исключительность и не присвоил заслуги родителей, они должны давать соответствующее воспитание.
А наш пансион «Орбита» и вовсе создавался как мощный социальный лифт. К примеру, Мадуар Салим — парень, поступивший к нам из Гордеевского района области, где в школе не хватало учителей. Теперь он стал кандидатом физико-математических наук. Или на защиту диссертации сейчас выходит моя ученица Ольга Краевая — она приехала с хорошей школьной базой, но уверен, что именно наш лицей помог ей с выбором профессии. Девушка поступила в высший химический колледж при Российском химико-технологическом университете им. Д. И. Менделеева, который в свою очередь тесно связан с Российской академией наук. В ноябре Ольга уже защищает диссертацию, а её научный руководитель Трошин Павел Анатольевич, выпускник лицея 1994 года.
— Возможность жить при лицее на полном гособеспечении — тема действительно интересная, но о ней мы подробно поговорим уже в следующем номере.
— С удовольствием!
Евгения ПЕТРОВСКАЯ
Фото предоставлено лицеем.