Как Брянск не стал родиной флота

2012, 15 апреля 10:28 История Брянщины
Как Брянск не стал родиной флота

В эти дни 316 лет назад в Брянске появился на свет Черноморский флот. Увы, Дня рождения никто не празднует, да и город наш, в отличие от Воронежа, не считается родиной флота. И все потому, что руководил постройкой человек, признанный потом хрестоматийным предателем. И, чтобы забыть предателя, Брянск не стал родиной Черноморского флота.

Первый закон
Официальным Днем рождения российского флота считается 20 октября 1696 года. Тогда Боярская Дума по настоянию Петра I приняла знаменитое решение: «Морским судам быть». Правда, и до того у России были корабли. Некоторые украинские историки полагают, что рождение флота стоит привязать к  610 году, когда киевский князь Олег пошел в поход на Константинополь. Но, рассуждая так, можно углубиться на тысячелетия, апеллируя к бревну, верхом на котором пересекали реку в каменном веке. Все же первый закон о флоте инициирован Петром Великим, и именно от 20 октября 1696 года будем вести отсчет.
Поборники первенства Воронежа с гордостью напоминают, что еще до указа, 2 апреля того же, 1696-го года там на воду были спущены галеры «Принципиум», «Святой Марк» и «Святой Матвей». Справидливости ради заметим, что не все «первые корабли» были родом из Воронежа. Тот же «Принципиум» привезли в разобранном виде из Преображенского, где кораблик служил частью «потешного флота».
Интересны и подробности истории Воронежского кораблестроения. Экскурсоводы города с готовностью рассказывают исторические анекдоты о кораблях, которые, сошедши со стапелей, камнем шли ко дну.
В декабре 2009 года на телеканале НТВ показали репортаж о найденном на дне реки Воронеж, как раз напротив верфи, корабля петровской эпохи. «Несколько судов затонули, не успев побывать в плавании, потому что они были изготовлены из некачественного леса», – прокомментировала находку Раиса Новочихина, старший научный сотрудник Воронежского краеведческого музея.

Караси в грязи
Лес был плох или работники, но из 22 кораблей и галер, заложенных приехавшими из Венеции мастерами, 16 вообще не удалось спустить на воду. Всего же из строившихся 76, Петр сумел вывести в море только 9 судов из своей первой кораблестроительной программы, причем 5 из них были построены не в Воронеже.
Даже те суда, которые хоть как-то держались на плаву, получили уничижающую оценку приглашенных Петром англичан: «Все же сии кумпанские корабли есть зело странною пропорциею.., надлежит только о крепости их радеть в книсах и боутах, которых мы видели во многих кораб¬лях немалое число худых…».
К тому же, воронежские корабли были непригодны для боевых действий. Русские моряки в 1760-х годах считали, что нормальные для плавания глубины начинаются лишь в 30 верстах от Таганрогской гавани. А в ней суда, по выражению адмирала Сенявина, не стояли, а «лежали как караси в грязи».
Воронежская программа обошлась населению России почти в 1/3 годового бюджета за 1701 год, каждый корабль обходился в среднем в 10 000 рублей.

По царской грамоте
Не принято вспоминать, что построенные в Брянске, за восемь лет до начала «воронежской эры», корабли уже вовсю воевали по царскому приказу. Часть нынешней Брянщины тогда принадлежала Гетманщине, государству вольных казаков. Гетманщина искала покровительства России, и гетман Мазепа всячески поддерживал Петра в его начинаниях.
В 1688 году гетману была прислана царская грамота с приказом отправить 20 тысяч казаков «на строительство крепостей напротив Крыма». «Плавное войско», то есть гетманская флотилия везла вниз, по Десне и Днепру, людей и припасы.
В первый Азовский поход 1695 года брянские корабли служили не только транспортом, но и выполняли боевые задачи. Пока петровское войско безуспешно штурмовало Азов, Мазепинские казаки взяли четыре крепости: Казикермен, Мустриткермен, Асламкермен, Мубереккермен. Все они располагались на Днепре, и успех военной операции во многом зависел не только от сухопутных войск, но и от речного флота.

Флот за тысячу
Именно Мазепа уговаривал Петра создать флот, доказывая, что и второй Азовский поход будет провальным без поддержки с моря. Получив 10 марта 1696 года указ Петра І «итить в поход воинский», гетман попросил у царя на создание флота… 1000 рублей. В десять раз меньше, чем обходился один воронежский корабль! Причем, Мазепа строил корабли в Брянске за свой счет, а полученную тысячу отдал запорожским казакам, чтобы и они хоть сколько-то кораблей построили.
В летописи Самовидца отмечено: «тоей же зимы много суден морских наготовано так московских, як и козацких, которие готовани коло Десны реки, в лесах Бранских и Трубецких, и усюда униз Десны, и на двор гетманский». 11 мая Мазепа извещал в Малороссийский приказ, что казаки вытесали 70 морских струг и 600 лодок.И пусть вас не вводят в заблуждение скромные названия судов. Французский инженер Боплан, живший среди казаков, вот как описывал казацкие «лодки»: «…длиною в 60, шириной 10-12, а глубиной в 12 футов (фут- 30,48 см). Имея с каждой стороны по 10-15 вёсел, плывут на гребле скорей турецких галер. Ставится также мачта, к которой привязывают парус, но при сильном ветре казаки охотнее плывут на вёслах. В две или три недели изготавливают около 80 или 100 лодок с 4 или 6 фальконетами (пушками) на каждой. В лодку садятся от 50 до 70 казаков, из коих всякий имеет саблю, две пищали, 6 фунтов пороху, достаточное количество пуль, туда же кладут, ядра, для фальконетов и необходимые жизненные припасы».
Брянские суда стали первыми российскими государевыми военными кораблями, которые вышли в Черное море. Легкие, быстрые, прекрасно вооруженные, приспособленные как к речному мелководью так и к морским походам, лодки и струги сыграли решающую роль в войне – Азов был взят, огромное количество турецких кораблей потоплено.
Война на южных рубежах России не прекращалась, и Брянск становился важным кораблестроительным центром, непрерывно спуская на воду сотни все более совершенных судов в год.

В 1712 году Петр I основывает Брянское адмиралтейство, а с осени 1733 года Брянское адмиралтейство готовит боевые суда для Днепровской флотилии, которой предстояло действовать под Очаковом. За два года брянцы построили 5 прамов и 7 галер, а также огромное число 18-весельных дубель-шлюпок.

Следуя исторической правде, Брянск обрел бы славу колыбели российского флота, но…Но человек, стоявший у основания флота, предал Петра. Верный служака вдруг перешел на сторону шведов. Почему? Были тому причины. Но предательство есть предательство. Гетманская столица Батурин была захвачена и сожжена князем Меншиковым, а все государственной важности дела Мазепы преданы забвению. Одно из них – создание Черноморского флота в Брянске.

Читайте также


Новости регионов


27.03.2024 11:05
От Мангуша до Орла
В Смоленске прошла Межрегиональная конференция поисковиков в честь открытия нового сезона «Вахты Памяти-2024». Представители 80 отрядов из разных уголков России, в числе которых поисковики ЛДНР и подшефного Мангуша, собрались в Штабе общественной поддержки региона. Акция «Дорога домой» и Межрегиональная конференция ознаменовали открытие «Вахты Памяти-2024». В последний путь Акция «Дорога домой» прошла в сквере Воинов-интернационалистов. В
27.03.2024 11:03
Ценные кадры
Как в регионе готовят специалистов для стройкомплекса. В Смоленске можно будет получить профессию инженера-­строителя. При поддержке правительства региона в этом году начнётся реализация новой сетевой образовательной программы бакалавриата «Строительство» – ​кадры совместно будут готовить Смоленский государственный университет и НИУ Московский государственный строительный университет. Известно, что для подготовки будущих специалистов выделено 20 бюджетных мест, конкурсный приём на которые стартует уже летом. Запрос
27.03.2024 11:01
На сладкое
По итогам 2023 года кондитерские предприятия Смоленской области в три раза увеличили производство тортов и пирожных. Хорошей новостью со смолянами поделился губернатор Василий Анохин. По его словам, общий объём выпущенной в регионе сладкой продукции составил 1200 тонн. «Это почти 310% по сравнению с аналогичным показателем 2022 года. Занимаем 5‑е место в ЦФО, где выпускается почти 45% всех сладостей в стране», – ​отметил глава региона. Кстати, по его словам,
27.03.2024 10:59
Первый звонок
Долгожданное событие для жителей растущего микрорайона «Соловьиная роща» в Смоленске произошло в конце марта. Завершены все необходимые работы в новой школе-­лицее, и она готова принять первых учеников. Уже с апреля к учёбе смогут приступить ребята 1–7-х классов, которые хотят уйти на летние каникулы из нового образовательного учреждения. А с сентября здесь ждут учеников 1–11-х классов и с особым волнением тех, кто впервые сядет за парты. Многопрофильный лицей начнёт
27.03.2024 10:58
Миллионный турист
Смоленская область всегда рада туристам и готова поддерживать тех, кто занимается приёмом гостей. В регионе впервые объявлен областной грантовый конкурс для проектов в сфере туризма. Принять участие в отборе смогут не только юридические лица, но и ИП, и некоммерческие организации. А деньги можно будет потратить на покупку туристического снаряжения, инвентаря и экипировки, а также направить на проведение событийных мероприятий. О запуске конкурса сообщил губернатор Василий Анохин. «Мы понимаем, что
27.03.2024 10:57
Рост инвестиций – ​на новых скоростях
По итогам 2023 года Смоленская область стала одним из лидеров в стране по привлечению инвестиций – ​динамике увеличения объёма вложений в основной капитал. «В масштабах всей России мы продвинулись на 71 позицию вперёд и стали 9‑ми. В рамках ЦФО обошли 15 регионов и заняли 2‑е место. Общий итог с учётом роста в прошлом году составил почти 95 млрд руб­лей. Это исторический максимум за последние десятилетия», – ​прокомментировал губернатор Смоленской области Василий