Как Брянск не стал родиной флота

2012, 15 апреля 10:28 История Брянщины
Как Брянск не стал родиной флота

В эти дни 316 лет назад в Брянске появился на свет Черноморский флот. Увы, Дня рождения никто не празднует, да и город наш, в отличие от Воронежа, не считается родиной флота. И все потому, что руководил постройкой человек, признанный потом хрестоматийным предателем. И, чтобы забыть предателя, Брянск не стал родиной Черноморского флота.

Первый закон
Официальным Днем рождения российского флота считается 20 октября 1696 года. Тогда Боярская Дума по настоянию Петра I приняла знаменитое решение: «Морским судам быть». Правда, и до того у России были корабли. Некоторые украинские историки полагают, что рождение флота стоит привязать к  610 году, когда киевский князь Олег пошел в поход на Константинополь. Но, рассуждая так, можно углубиться на тысячелетия, апеллируя к бревну, верхом на котором пересекали реку в каменном веке. Все же первый закон о флоте инициирован Петром Великим, и именно от 20 октября 1696 года будем вести отсчет.
Поборники первенства Воронежа с гордостью напоминают, что еще до указа, 2 апреля того же, 1696-го года там на воду были спущены галеры «Принципиум», «Святой Марк» и «Святой Матвей». Справидливости ради заметим, что не все «первые корабли» были родом из Воронежа. Тот же «Принципиум» привезли в разобранном виде из Преображенского, где кораблик служил частью «потешного флота».
Интересны и подробности истории Воронежского кораблестроения. Экскурсоводы города с готовностью рассказывают исторические анекдоты о кораблях, которые, сошедши со стапелей, камнем шли ко дну.
В декабре 2009 года на телеканале НТВ показали репортаж о найденном на дне реки Воронеж, как раз напротив верфи, корабля петровской эпохи. «Несколько судов затонули, не успев побывать в плавании, потому что они были изготовлены из некачественного леса», – прокомментировала находку Раиса Новочихина, старший научный сотрудник Воронежского краеведческого музея.

Караси в грязи
Лес был плох или работники, но из 22 кораблей и галер, заложенных приехавшими из Венеции мастерами, 16 вообще не удалось спустить на воду. Всего же из строившихся 76, Петр сумел вывести в море только 9 судов из своей первой кораблестроительной программы, причем 5 из них были построены не в Воронеже.
Даже те суда, которые хоть как-то держались на плаву, получили уничижающую оценку приглашенных Петром англичан: «Все же сии кумпанские корабли есть зело странною пропорциею.., надлежит только о крепости их радеть в книсах и боутах, которых мы видели во многих кораб¬лях немалое число худых…».
К тому же, воронежские корабли были непригодны для боевых действий. Русские моряки в 1760-х годах считали, что нормальные для плавания глубины начинаются лишь в 30 верстах от Таганрогской гавани. А в ней суда, по выражению адмирала Сенявина, не стояли, а «лежали как караси в грязи».
Воронежская программа обошлась населению России почти в 1/3 годового бюджета за 1701 год, каждый корабль обходился в среднем в 10 000 рублей.

По царской грамоте
Не принято вспоминать, что построенные в Брянске, за восемь лет до начала «воронежской эры», корабли уже вовсю воевали по царскому приказу. Часть нынешней Брянщины тогда принадлежала Гетманщине, государству вольных казаков. Гетманщина искала покровительства России, и гетман Мазепа всячески поддерживал Петра в его начинаниях.
В 1688 году гетману была прислана царская грамота с приказом отправить 20 тысяч казаков «на строительство крепостей напротив Крыма». «Плавное войско», то есть гетманская флотилия везла вниз, по Десне и Днепру, людей и припасы.
В первый Азовский поход 1695 года брянские корабли служили не только транспортом, но и выполняли боевые задачи. Пока петровское войско безуспешно штурмовало Азов, Мазепинские казаки взяли четыре крепости: Казикермен, Мустриткермен, Асламкермен, Мубереккермен. Все они располагались на Днепре, и успех военной операции во многом зависел не только от сухопутных войск, но и от речного флота.

Флот за тысячу
Именно Мазепа уговаривал Петра создать флот, доказывая, что и второй Азовский поход будет провальным без поддержки с моря. Получив 10 марта 1696 года указ Петра І «итить в поход воинский», гетман попросил у царя на создание флота… 1000 рублей. В десять раз меньше, чем обходился один воронежский корабль! Причем, Мазепа строил корабли в Брянске за свой счет, а полученную тысячу отдал запорожским казакам, чтобы и они хоть сколько-то кораблей построили.
В летописи Самовидца отмечено: «тоей же зимы много суден морских наготовано так московских, як и козацких, которие готовани коло Десны реки, в лесах Бранских и Трубецких, и усюда униз Десны, и на двор гетманский». 11 мая Мазепа извещал в Малороссийский приказ, что казаки вытесали 70 морских струг и 600 лодок.И пусть вас не вводят в заблуждение скромные названия судов. Французский инженер Боплан, живший среди казаков, вот как описывал казацкие «лодки»: «…длиною в 60, шириной 10-12, а глубиной в 12 футов (фут- 30,48 см). Имея с каждой стороны по 10-15 вёсел, плывут на гребле скорей турецких галер. Ставится также мачта, к которой привязывают парус, но при сильном ветре казаки охотнее плывут на вёслах. В две или три недели изготавливают около 80 или 100 лодок с 4 или 6 фальконетами (пушками) на каждой. В лодку садятся от 50 до 70 казаков, из коих всякий имеет саблю, две пищали, 6 фунтов пороху, достаточное количество пуль, туда же кладут, ядра, для фальконетов и необходимые жизненные припасы».
Брянские суда стали первыми российскими государевыми военными кораблями, которые вышли в Черное море. Легкие, быстрые, прекрасно вооруженные, приспособленные как к речному мелководью так и к морским походам, лодки и струги сыграли решающую роль в войне – Азов был взят, огромное количество турецких кораблей потоплено.
Война на южных рубежах России не прекращалась, и Брянск становился важным кораблестроительным центром, непрерывно спуская на воду сотни все более совершенных судов в год.

В 1712 году Петр I основывает Брянское адмиралтейство, а с осени 1733 года Брянское адмиралтейство готовит боевые суда для Днепровской флотилии, которой предстояло действовать под Очаковом. За два года брянцы построили 5 прамов и 7 галер, а также огромное число 18-весельных дубель-шлюпок.

Следуя исторической правде, Брянск обрел бы славу колыбели российского флота, но…Но человек, стоявший у основания флота, предал Петра. Верный служака вдруг перешел на сторону шведов. Почему? Были тому причины. Но предательство есть предательство. Гетманская столица Батурин была захвачена и сожжена князем Меншиковым, а все государственной важности дела Мазепы преданы забвению. Одно из них – создание Черноморского флота в Брянске.

Читайте также


Новости регионов


20.11.2024 16:45
Век литературы
Смоленская писательская организация отметила юбилей. В большом концертном зале областной филармонии прошёл торжественный вечер, посвящённый 100‑летнему юбилею Смоленской писательской организации. Её создание в 1924 году инициировал Михаил Исаковский. В 90‑е годы была образованы областная организация Союза писателей России под руководством поэта и литературного критика Виктории Бобарыкиной, а также региональное отделение Союза российских писателей, которое возглавил поэт и публицист Владимир Макаренков. Сегодня писательское
20.11.2024 16:44
Миллиарды на развитие
Озвучены основные параметры бюджета региона — 2025. Как будет жить область в ближайшие годы, какие проекты будут реализованы, на что будут направлены бюджетные средства и сохранит ли главный финансовый документ региона социальную направленность? Ответы на эти и другие важные для каждого жителя Смоленщины вопросы прозвучали во время состоявшихся 11 ноября публичных слушаний, посвящённых проекту областного бюджета на 2025 год и на плановый период 2026/27 год.