Причиной крушения вертолета в Брянске мог стать резкий маневр начинающего пилота
Согласно руководству по летной эксплуатации автожира «Калидус», причиной крушения машины могут стать «резкие движения в неправильную сторону, когда ученик сбит с толку».
Двухместный вертолет «Калидус» часто используется для обучения начинающих летчиков, поскольку оба места в нем оборудованы системами управления. Опытный пилот, расположившийся на заднем сидении, может контролировать действия ученика и исправлять его ошибки. Однако, руководство по летной эксплуатации предупреждает, что не всегда вмешательство инструктора может спасти от катастрофы.
«Большое количество аварий со смертельными исходами случается при демонстрационных полетах и базовом летном обучении, ‒ написано в руководстве, ‒ Если ученик находится на грани потери управления, то опытный инструктор, взяв управление на себя, с легкостью может парировать ошибку, до тех пор, пока ученик не делает резких манипуляций управлением. Но если ученик сбит с толку и управляет резкими движениями в неправильную сторону, то даже опытный инструктор не в состоянии стабилизировать летательный аппарат. Инструкторы в основном подготовлены к пассивности ученика в случае потери управления с его стороны, но испытывают трудности, если от ученика идут ошибочные действия».
В случае, если ученик, заметив впереди линию электропередач, предпринял резкие, неожиданные меры, то восстановить управление вертолетом было уже невозможно.
Кроме того, руководство по летной эксплуатации указывает на опасность, подстерегающую опытного пилота: «Множество аварий было вызвано опытными пилотами, которые имели много часов налета на самолетах или вертолетах, но имели ограниченный накопленный опыт на автожирах. Закоренелые рефлексы и привычки опытного пилота могут быть в автожире смертельными . В ситуациях, где требуются быстрые, рефлексные действия, проявившиеся привычные манеры действия могут привести к фатальной ошибке».