Интервью временно исполняющего обязанности руководителя Брянского УФАС России Нины Селяниной о нарушениях при проведении закупок в 1 полугодии 2025 года

Госзакупки так или иначе затрагивают интересы каждого россиянина: без них невозможны были бы ремонт жилищного фонда, строительство дорог, работа государственных поликлиник, школ, детских садов и других социальных учреждений. Осуществление контроля закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд — одно из направлений деятельности антимонопольного органа.
— Нина Николаевна, расскажите какое количество жалоб на процедуру торгов для государственных и муниципальных нужд поступило за истекший период?
За период с января по июнь 2025 года в сфере законодательства РФ о контрактной системе рассмотрено 89 жалоб на действия заказчиков, уполномоченных органов при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, осуществлено 128 проверок в сфере законодательства РФ о контрактной системе.
По итогам контрольных мероприятий в сфере контрактной системы выдано 42 предписания об устранении нарушений, предписания выполнены в полном объеме.
— Хотелось бы услышать о нарушениях, которые выявляются при рассмотрении жалоб и проведении внеплановых проверок.
Расскажу о наиболее интересных и резонансных нарушениях.
В рамках проведения контрольных мероприятий выявляются нарушения в действиях заказчиков при формировании описания объекта закупки.
Так, было установлено, что Образовательными учреждениями города Брянска проводились закупки на услуги охраны.
Службой проведены проверки закупок на охрану детских садов и школ Брянска. Заказчиками выступили более 50-ти образовательных учреждений города.
В ходе проверки выявлено, что техническое задание не отражает в полной мере требования к оказанию охранных услуг в образовательных учреждениях. Заказчики не включили обязательные условия, отраженные в национальных стандартах.
Виновные лица были привлечены к административной ответственности, однако с данным фактом не согласились и обжаловали административное наказание в суде.
Советский районный суд признал постановления Брянского УФАС России законными и обоснованными.
Другое нарушение Закона о контрактной системе выявлено Управлением при проведении закупки на капитальный ремонт площади им. Ленина в Советском районе г. Брянска.
По итогам осуществления проверки установлено, что заказчик необоснованно установил требования к участникам закупки о наличии у него лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия и о наличии опыта выполнения им в прошлом аналогичных работ по сохранению объектов культурного наследия.
Однако, Брянским УФАС России установлено, что работы по сохранению объектов культурного наследия в рамках осуществления данной закупки проводиться не будут.
На основании изложенного, решением Брянского УФАС России зафиксирован факт нарушения заказчиком требований законодательства о контрактной системе.
Комитетом по ЖКХ Брянской городской администрации и ООО «СтройсервисТрейд» было обжаловано решение антимонопольного органа, но Арбитражный суд Брянской области признал его полностью законным и обоснованным.
Бывают случаи и когда заказчики устанавливают неправомерные требования к участникам закупки: Заказчиком Управление имущественных отношений Брянской области при осуществлении закупки установлены неправомерные требования к составу заявок на участие в закупке.
Комиссия Брянского УФАС России проверила соблюдение заказчиком требований Закона о контрактной системе при проведении закупки на оказание кадастровых услуг.
По итогам осуществления проверки установлено, что заказчик неправомерно определил требования к составу заявки на участие в закупке. Так, нужно было предоставить документы, подтверждающие членство в саморегулируемой организации кадастровых инженеров, наличие свидетельства о членстве в СРО кадастровых инженеров или наличие заверенной СРО кадастровых инженеров выписки из реестра членов СРО кадастровых инженеров) но такие документы не предусмотрены законодательством Российской Федерации. Так, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Предметом осуществляемой закупки является оказание кадастровых услуг по уточнению местоположения границ земельных участков.
Заказчиком, правомерно, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» установлено требование о том, что участники закупки должны состоять в саморегулируемой организации кадастровых инженеров, поскольку кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров. Кадастровый инженер может быть членом только одной саморегулируемой организации кадастровых инженеров.
Решением Брянского УФАС России был зафиксирован факт нарушения требований законодательства о контрактной системе.
Заказчик данное решение обжаловал, но Арбитражный суд Брянской области признал его полностью законным и обоснованным.
Также Брянским УФАС России устанавливаются случаи, когда заказчиком формируется описание объекта закупки, соответствующее конкретному производителю, что влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Деятельность антимонопольного органа в части контроля закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд направлено на защиту конкуренции и приобретение потребителями наболее качественных товаров и услуг.