Как до Тюмени и обратно. Дороги, которые меняют жизнь к лучшему.
Из 6,5 тысячи километров дорог Брянской области 4,5 тысячи обслуживает одно из старейших предприятий региона – АО «Брянскавтодор». Это сопоставимо с двойным расстоянием от Брянска до Тюмени.
Летом каждый метр из этих городских, региональных и сельских магистралей ремонтируют, обследуют, обновляют разметку, приводят в порядок. Зимой чистят от снега, посыпают антигололёдной смесью. Работа дорожников никогда лёгкой не была, а в последние годы ещё и увеличился объём капитальных ремонтов, нового строительства. Но самые грандиозные задачи ещё впереди, уверен генеральный директор предприятия Владимир Миллер. В ближайшие пять лет Брянщину ждёт настоящий дорожный бум.
Готовимся к лучшему
— Владимир Владимирович, в каком настроении завершаете сезон?
— Мы своими результатами довольны, основная часть контрактов выполнена, осталось несколько объектов, где идут завершающие этапы работ, погода вполне позволяет нам сдать их в сроки. Конечно, экономически этот год сложнее предыдущих, все мы помним, как в мае резко подорожали горюче-смазочные, расходные строительные материалы, а проекты и сметы по контрактам, которые мы выиграли на торгах, остались с прошлогодними ценами. Поэтому рентабельность и прибыль будет ниже, но в целом финансовая картина на предприятии позитивная.
Приятно, что год от года увеличивается финансирование отрасли. Судите сами, если в 2015 году мы отремонтировали 157 километров дорог, то в 2016-м уже 232 километра, в 2017-м — 373 километра, за девять месяцев этого года — порядка 330 километров. Объёмы за три года выросли в два раза, а ведь до этого дорожной отрасли десятилетиями практически совсем не уделяли внимания. Сегодня нас, дорожников, нередко ругают, но далеко не всегда справедливо, просто уже мало кто помнит, в каком состоянии были автомагистрали раньше. К хорошему быстро привыкаешь.
— Конечно, ситуация изменилась благодаря федеральной поддержке, она сохранится?
— В 2012 году, когда впервые услышал из уст президента, что через пять лет все федеральные трассы приведут в порядок, я, обладая своим опытом и понимая реальное положение дел, признаюсь, оптимизма не ощутил. Но ведь посмотрите: обещание выполнено. Нашли и средства, и технические, и человеческие ресурсы. Федеральные трассы на самом деле уже соответствуют всем требованиям качества и безопасности.
Поэтому теперь, когда в майских указах президент поставил задачу к 2024 году привести в порядок региональные дороги, у меня уже нет никаких сомнений, что это будет сделано.
В ближайшие пять лет нас ждёт большой объём работы, и мы к ней готовимся. Утвердили программу развития предприятия, модернизируем материальную базу, настраиваем людей. Сейчас у нас девять асфальтобетонных заводов, четыре мы обновили, перевели на автоматический режим работы, что позволяет повысить качество асфальто-бетонной смеси и участвовать в проектах любого уровня сложности. Планируем купить ещё один завод, модернизировать остальные, обновить парк техники.
Интенсивность автомобильного движения в области растёт, конечно, нам нужны хорошие дороги. Губернатор Александр Богомаз держит этот вопрос на особом контроле, уделяет вопросам строительства большое внимание, очень ревностно и требовательно относится к дорожному строительству. Так и должно быть.
Километры перемен
— Вы говорите, что многие дороги долго не ремонтировали, но ведь есть места, где асфальта в принципе нет?
— К сожалению, это действительно так. Но видели бы вы реакцию людей в тех отдалённых уголках, где мы новые дороги строим! Это же совсем иное качество жизни. Например, в этом сезоне в маленьких населённых пунктах Унечского, Суражского, Жуковского и Красногорского районов появилось около 18,5 км новых дорог. На бумаге — немного, но те, кто теперь ездит по ним, так не считают.
Или, например, в Сураже мы отремонтировали в этом году четыре улицы: Пионерскую, Ворошилова, Садовую и Белорусскую. Две из них ведут к новому ФОКу. То есть город получил в подарок не только отличное спортсооружение, но и благоустроенный подъезд к нему, конечно, это совсем другие ощущения и совсем иное качество жизни.
— Много таких проектов в регионе?
— Достаточно. Есть и региональные дороги, которые проходят через маленькие посёлки, и там, в отдалении от областного и районных центров, жители тоже начинают видеть и ощущать перемены к лучшему. Завершаем сейчас большой проект в Жирятинском районе на участке Воробейня-Рубча, стоимость 120 миллионов рублей. Капитально отремонтировали дорожное полотно, обустроили остановки общественного транспорта, ведём отделочные земляные работы. Там же субподрядчик ремонтирует вторую очередь моста через ручей. Это тоже залог безопасности всех, кто пользуется дорогой.
Есть необычный пилотный проект в Стародубском районе. Думаю, за этой технологией будущее. Там планируют строительство малоэтажного посёлка Миленского, возводить частные дома люди будут сами. Но уже сейчас, пока нет ещё ни единого дома, к месту будущего строительства подвели все коммуникации: газ, воду, электричество, а мы построили автодороги и тротуары. Сразу появилось много желающих получить участок, из 76 добрая половина уже распределена. Такой подход отлично зарекомендовал себя в соседних Липецкой, Белгородской областях. В Брянской – это первый опыт и, на мой взгляд, очень удачный.
Или, например, дорога по улице Романа Брянского. По поводу неё было тоже много споров, но сегодня все прекрасно понимают, насколько она разгрузит кольцо у памятника Лётчикам, улицу Красноармейскую, что жителям микрорайона гораздо проще будет подъезжать к дому, а когда начнёт ходить общественный транспорт, комфортнее станет и тем, у кого нет собственного автомобиля.
Люди в оранжевом
— Кадровый голод вас не коснулся?
— Конечно, работать у нас непросто: большинство сотрудников трудятся на улице в любую погоду, в любое время года. Не каждый приживается. Но, по моим наблюдениям, если человек остаётся в дорожной отрасли, то, как правило, надолго.
Мы хозрасчётное предприятие и все свои расходы планируем только из прибыли. Не всегда есть возможность приобрести сразу всё что хочется. Но в первую очередь стараемся финансово поддержать честных, добросовестных работников. Не вижу ничего зазорного в том, что зарплата — главный стимул, это нормально. И не считаю слова о том, что основной потенциал любого предприятия — это люди, пустым пафосом. Люди – главное.
Средняя зарплата в Брянскавтодоре в 2018 году составила 34 тысячи рублей. Но это не значит, что кто-то получает много, а кто-то мало, а в среднем вот так. Нет, у нас сдельная зарплата, то есть как поработаешь, так и получишь. В сезон те, кто непосредственно строит и ремонтирует дороги, могут заработать от 50 до 80 тысяч рублей в месяц. И простой механизатор или водитель самосвала получит больше руководителя участка. Справедливо же?
— Летом сроки горят, зимой снег выпадает в самый неподходящий момент, всё нужно делать быстро, качественно, это постоянный стресс. А в отпуск-то пойти можно?
— Конечно. Более того, у каждого сотрудника по штатному расписанию есть ещё дополнительные дни к отпуску вплоть до двух недель. А также обязательная материальная помощь.
— У Брянскавтодора и социальная нагрузка немаленькая, не каждый подрядчик возьмётся за строительство небольшой дороги в селе Красногорского района, почему вы берётесь?
— В отрасли сейчас здоровая конкуренция, подрядчиков много, но вы правы, отдалённые или заведомо неприбыльные объекты берут крайне неохотно. Мы выходим на торги, потому что чувствуем поддержку дорожников властью. И со своей стороны идём навстречу, мы же старейшее и опытнейшее предприятие, и если мы не сделаем, кто сделает?
Например, у муниципалитетов нередко бывают трудности с проектированием будущих дорог. И мы тоже помогаем, делаем для них небольшие проекты, сейчас просчитываем возможность открыть проектный отдел, чтобы поддержать районы и с этой стороны тоже.
Преимущества
— Технологии в наши дни развиваются стремительно, в дорожной отрасли как с прогрессом?
— Появляются новые компоненты, которые увеличивают прочность и износостойкость асфальтобетонного полотна. У нас, например, есть успешный опыт применения целлюлозных и полимербитумных компонентов в смеси.
В 2010 году перед нами поставили задачу отремонтировать по этим технологиям проспект Станке Димитрова от разворотного кольца возле телецентра до улицы Спартаковской, это был пилотный проект, тогда покрытие нового поколения ещё нигде не укладывали. Мы оперативно изучили опыт Калужской области, Белоруссии и отремонтировали дорогу. Как видите, спустя восемь лет этот участок в отличном состоянии, а вот дальше ремонт делал другой подрядчик, и разница налицо.
— Любой разумный человек спросит: почему такую технологию не применяют везде?
— Я тоже за то, чтобы делать пусть меньше, но качественнее. Но есть и другой взгляд на проблему. У нас в области несколько лет назад недоремонт дорог составлял 80 процентов. Есть межремонтные сроки — семь лет, и у нас на 80 процентах дорог они были пропущены, а где-то пропущены не два-три, а пять раз. Сегодня этот показатель уменьшился до 55 процентов, но это всё равно много. Поэтому я понимаю заказчика, который старается сэкономить, чтобы сделать как можно больше.
— Современные технологии дороже, это понятно. А альтернатива есть?
— Брянскавтодор активно использует тоже достаточно эффективный подход: на дорогах, которые эксплуатируют 7-10 лет, производим устройство поверхностной обработки, что включает в себя разлив битумной эмульсии по поверхности проезжей части дороги и распределение кубовидного щебня определённой фракции. Затраты несопоставимо меньше, чем на полноценный ремонт, а срок службы дороги увеличивается таким образом минимум на пять лет. Мы уже три года так работаем, в прошлом году обновили 138 километров, в этом — ещё 190, и результат радует.