У каждого сварщика – свой «почерк»
Фонтан разлетающихся золотых искр – завораживающее зрелище. От сверкающих снопов, рождающихся во время сварочного процесса, трудно отвести взгляд. Но сварщики АО «Транснефть – Дружба» любят свое ремесло не только за красоту. Для них поэтика работы проявляется по-особому – в гармоничности выполненного сварного шва. Чем он ровнее, аккуратнее и надежнее, тем отличнее результат.
Больше в полях
В нынешнем году Алексей Рождественский отметит свой профессиональный праздник – день сварщика, который традиционно проводится в последнюю пятницу мая, уже в 48-й раз! В далеком 1976 году пошел учиться на сварщика и с тех пор не расстается с выбранной специальностью. Алексей Алексеевич – потомственный нефтепроводчик, его отец и брат также работали в системе компании. Судьбоносным для Алексея при выборе профессии стал пример старшего брата-сварщика. Иногда тот брал с собой мальчика на ремонтные работы на линейной части. Возможность окунуться в настоящее «живое» производство стала для подростка одним из самых ярких воспоминаний детства. Именно тогда, в 11 – 12 лет, Алексей и определился с призванием на всю жизнь.
Сейчас Алексей Рождественский – один из самых опытных сварщиков в трубопроводной организации. В октябре отпразднует 40-летний юбилей работы в отрасли. Когда приходят молодые кадры, старается подсказать, поделиться секретами мастерства. Система наставничества в компании весьма развита. Предприятие, отмечающее в этом году 60-летие со дня основания, сохраняет лучшее из прошлого, внедряя технологии современности. Традиции и инновации идут здесь рука об руку. Однако новичков среди сварщиков не так много: текучка кадров минимальная.
«В сварщики обычно приходят по призванию, — делится наблюдением начальник центральной ремонтной службы (ЦРС), где трудится Алексей Рождественский, Пензенского районного управления (ПРУ) АО «Транснефть – Дружба» Александр Яндин. – В нашей службе четверть коллектива составляют сварщики и большинство из них работает по 15 – 20 – 30 лет. Если уж задерживаются, то надолго. Увольнения – редкость».
Хотя специфика работы требует от сварщика целого ряда профессиональных и личных качеств: собранность, аккуратность, ответственность, терпение. «Вся наша жизнь в командировках, — говорит Алексей Алексеевич. – Возвращаешься домой только вещи постирать, да дух перевести. Зато внуки как рады! Кричат: ура, дед приехал!». С прошлого года портрет Рождественского висит на Доске Почета ПРУ. Но сам сварщик относится к этому весьма спокойно. «Я ее и не вижу, — разводит руками заслуженный специалист. – В управлении почти не бываю, наша работа больше в полях…».
Большой – специалист!
«Хоть мы и находимся большую часть года «на трубе» – так называем линейную часть нефтепровода, компания старается сделать условия максимально удобными», – поддерживает беседу коллега Рождественского сварщик высшего шестого разряда Николай Большой. Во время командировки сотрудники ЦРС живут в передвижном вагоне-домике, напоминающем комфортабельное купе поезда. Внутри – все для максимального удобства сотрудников вплоть до холодильника и микроволновки. А вот при проведении работ о комфорте часто приходится забыть: выполнять сварку нужно в любую погоду при любых обстоятельствах: в дождь, снег, в болотистой местности по колено в воде, ночью.
На плановые работы на нефтепроводе выделяется строго определенное время – как правило 72 часа. За отведенный срок нужно успеть выявить дефект в трубе, подготовить участок нефтепровода к ремонту, откачать нефть или нефтепродукт… Работа сварщика на заключительном этапе, поэтому нередко происходит уже по темноте. «Наша деятельность предполагает большую ответственность, так как завершает работу других специалистов ремонтной службы. Это конечный результат, и он всегда на виду, — подчеркивает Николай Валерьевич Большой. – Не зря говорят, что в руках сварщиках работа всего подразделения».
Николай Большой – признанный специалист. Наделен и благодарностью предприятия, и уважением коллег. Опытные сварщики в компании – мастера на все руки: обладают навыком и электрогазосварки, и ручной дуговой сварки. В трубопроводном предприятии сварщикам приходится работать на самых разных позициях: магистральных и технологических нефтепроводах, в резервуарных парках и на площадочных объектах (нефтеперекачивающих и линейных производственно-диспетчерских станциях). Нужно в совершенстве знать все технологические процессы.
Не зря подготовка начинающих сварщиков в учебном центре «Транснефти» в Тюмени занимает срок, аналогичный вынашиванию ребенка – девять месяцев. Именно такие целевые курсы по направлению от компании после техникума прошел Николай Большой. А после сдачи квалификационных экзаменов получил не только престижное образование, но и гарантированное трудоустройство: с выпускником сразу заключили контракт на три года. У Николая всего одна запись в трудовой книжке – на нефтепроводе «Дружба».
Личное клеймо
Если не обращать внимания, со стороны все сварные швы кажутся примерно одинаковыми. Но, оказывается, у каждого сварщика свой «почерк». В зависимости от используемых методов металл застывает по-разному, образуя характерный рисунок, индивидуальный для каждого мастера. У Николая Большого он напоминает полумесяцы, состоящие из чешуек.
Более того, у каждого сварщика есть личное клеймо! Набор цифр и букв латинского алфавита присваивается каждому сварщику после первой аттестации. Это уникальный код специалиста, его личный бренд, своего рода автограф, который оставляется на каждой его работе. Если раньше подпись выжигалась на трубе, то теперь ее наносит мастер специальным несмываемым маркером.
«От сварщика требуется целый ряд профессиональных и человеческих качеств: усидчивость, терпение, предельная внимательность, — перечисляет Николай Большой. – За каждый выполненный стык несешь личную ответственность». Все швы просвечиваются рентгеном, как при медицинском исследовании. Даже снимки выходят аналогичные. Только после проведения экспертизы неразрушающего контроля шов признают пригодным и принимают работу. Щепетильность и тщательность проверки легко объяснимы: на металле не должно быть трещин, наплывов, существенных углублений. Любые дефекты могут отразиться на состоянии нефтепровода, поэтому строго исключаются.
Карты в руки
«Очень важна в нашей работе и выносливость, — добавляет еще один заслуженный сварщик Пензенского районного управления Альберт Рафиков. — Мне доводилось работать и при минус 30, и при плюс 30. К тому же сам костюм пропитан специальным составом, отталкивающим искры, поэтому в нем жарко. А если еще и сверху припекает, то температура вообще зашкаливает».
Электрогазосварщик Альберт Рафиков в профессии свыше 16 лет и все – на «Транснефти». Прежде не имел к сварочному ремеслу никакого отношения, перешел в него из мебельного производства. «Захотелось освоить такое непростое ремесло, — объясняет собеседник. – Сначала было интересно, получится ли. А потом пробежала искра, понял, что с этим делом не расстанусь».
Альберт Анасович своего рода рекордсмен. Призер конкурсов профмастерства в 2018, 2020, 2022, 2023 и 2024 годах. На вопрос, что побудило участвовать в конкурсе впервые, улыбается: «Видел, как молодежь боится, и решил подбодрить их личным примером». Состязание позволило сварщику встретиться с сильнейшими коллегами из других районных управлений «Транснефть – Дружбы», перенять опыт, отточить скорость и навыки. Опытному сварщику под силу выполнить любую профессиональную задачу. Не представляет труда сварить трубу диаметром как в 57 мм, так и 1200 и даже 1400 миллиметров. Сварка такой широкоформатной трубы по пояс может занимать 6 – 7 часов упорной кропотливой и практически непрерывной работы.
За годы работы Альберту Рафикову доводилось сталкиваться с самыми сложными и нестандартными задачами. Даже выполнять сварку под водой. Однажды довелось вешать муфту на нефтепровод в заболоченной местности. Труба проходила под водой и сварщиков подгрузили на глубину в специальной герметичной камере – кессоне. В течение трех часов специалисты проводили сварку в замкнутом пространстве, со всех сторон окруженные водой. Морально конечно тяжело. Но с поставленной задачей справились безупречно.
Сварщикам необходимо не только уметь принимать самостоятельные решения, но и отлично ориентироваться в технической документации. Ведь им – все карты в руки. Речь про технологические карты сварки, которые выдаются специалистам перед выходом на каждый объект. В зависимости от диаметра трубы, толщины стенок и прочих факторов в документе прописывают режим сварки, диаметр электрода, силу тока и ряд других важных параметров. Ведь от этого зависит поддержание исправности трубопроводной системы. А надежность и безопасность транспортировки нефти и нефтепродуктов — первоочередная задача компании.
ФОТО: АО «ТРАНСНЕФТЬ — ДРУЖБА»