В этом году на территории 12 муниципальных районов Брянской области проводятся комплексные кадастровые работы
В этом году на территории 12 муниципальных районов Брянской области проводятся комплексные кадастровые работы (ККР). В следующем году такие работы запланированы на территории уже 15 муниципальных районов, причем часть планируется выполнить за средства из федерального бюджета.
В этой связи мы поговорили на данную тему с заместителем руководителя Управления Росреестра по Брянской области Наталией Коноваловой.
Корреспондент: — Наталия Сергеевна, если коротко, что такое комплексные кадастровые работы и какое значение они имеют для жителей нашей области?
Коновалова: — Комплексные кадастровые работы — это кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех расположенных на определенной территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости, сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости или требуют уточнения.
Значение этих работ сложно переоценить. Их социальная значимость – в освобождении правообладателей от оплаты кадастровых работ в отношении своих объектов недвижимости, снижение количества земельных споров, включая освобождение правообладателей от судебных расходов, в том числе оплаты землеустроительной экспертизы, услуг представителя и др.
Экономический эффект комплексных кадастровых работ выражается в повышении инвестиционной привлекательности территорий. Наполнение Единого государственного реестра недвижимости полными и точными сведениями о местоположении границ земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершённого строительства позволяет органам местного самоуправления эффективнее выявлять правообладателей ранее учтённых объектов недвижимости, устанавливать факты самовольного захвата земельных участков, наличие самовольных построек.
Корреспондент: — Как мы понимаем, заказчиком этих работ являются муниципальные образования. А какие задачи стоят перед вашим управлением в рамках реализации этих работ?
Коновалова: — Безусловно, наша главная задача – это внести результаты комплексных кадастровых работ в Единый государственный реестр недвижимости. Но это уже на заключительном этапе, как правило, это событие имеет место в ноябре-декабре. Например, сейчас у нас самое напряженное время – до 20 декабря текущего года. В этот срок нам необходимо проверить более 200 подготовленных исполнителями карт-планов территории и внести сведения о местоположении границ объектов недвижимости в государственный реестр. Чтобы реализовать поставленную задачу в срок, необходимо, чтобы подготовленные исполнителями и утвержденные заказчиками карты-планы территории были качественными и содержали все необходимые сведения. Для этого Управление Росреестра по Брянской области на всех этапах проведения комплексных кадастровых работ, начиная от подготовки аукционной документации, заключения контрактов, проведения заказчиками согласительных комиссий и, заканчивая представлением результатов ККР для внесения в ЕГРН — осуществляет функции контроля и координации.
Эти полномочия возложены на Росреестр в рамках реализации государственной программы «Национальная система пространственных данных», которую Правительство России утвердило в конце 2021 года. В рамках этой программы, помимо кадастровых работ, проводится ещё множество других мероприятий, направленных на создание единого цифрового пространства для управления пространственными данными, обеспечения доступности актуальных и достоверных геопространственных данных для всех заинтересованных лиц, интеграцию различных источников информации о территории страны и прочее.
Корреспондент: — Какие обычно сложности возникают в ходе выполнения комплексных кадастровых работ?
Коновалова: — Основной проблемой является недостаток актуальных данных о владельцах и собственниках земельных участков и объектов недвижимости, а также отсутствие закрепления на местности границ земельных участков, особенно в сельских местностях. Также возникают трудности с взаимодействием с собственниками, которые могут не всегда понимать важность предоставления информации. Важно понимать, что в соответствии с законом правообладатели объектов недвижимости, в отношении которых выполняются комплексные кадастровые работы, не могут препятствовать проведению ККР. Более того, они обязаны обеспечить исполнителю доступ к объектам недвижимости.
Корреспондент: — На территории каких муниципальных районов проводятся эти работы в текущем году? Все ли планы удалось реализовать?
Коновалова: — В текущем году комплексные кадастровые работы проводятся на территории: г.Брянска, г.Фокино, а также Брянского, Дятьковского, Жирятинского, Жуковского, Злынковского, Карачевского, Клетнянского, Погарского, Почепского и Унечского районов. Кадастровые кварталы подбирались в конце прошлого года непосредственно органами местного самоуправления муниципальных образований и представлялись в Департамент внутренней политики Брянской области для утверждения. Все заявленные планы к концу года должны быть выполнены в полном объеме. По шести муниципальным районам результаты ККР уже внесены в Единый государственный реестр прав, по остальным идёт подача заявлений заказчиками о внесении результатов.
Корреспондент: — А что на счёт планов следующего года? На сколько мы знаем, в нормативное регулирование кадастровых работ были внесены изменения? Как они отразятся на уже выстроенном механизме проведения их в регионе?
Коновалова: — Да, действительно, изменения есть. Федеральным законом внесены изменения, согласно которым с 1 января 2025 года комплексные кадастровые работы подразделяются три вида: федерального, регионального и местного значения. Федерального значения будет выполнять «Роскадастр» на основе субсидий из федерального бюджета. Ранее субсидия из федерального бюджета на них выделялась региону, а он в свою очередь, распределял ее между муниципальными образованиями, и те заключали контракты с исполнителями работ. При этом, на торгах зачастую победителями оказывались кадастровые инженеры из отдаленных регионов, которые побеждали благодаря сильному снижению цены, и в последствии не могли обеспечить нахождение кадастровых инженеров в месте выполнения кадастровых работ, так как это было для них не рентабельно. Все это сказывалось на качестве проводимых работ и на их сроках. Большинство карт-планов территорий, которые представлялись в качестве результата выполнения работ, не единожды возвращались после проверки Управлением Росреестра заказчикам на доработку.
Мы полагаем, что выполнение работ федерального значения непосредственно «Роскадастром», позволит эффективнее расходовать бюджетные средства и повысить качество. «Роскадастр», имея филиалы во всех регионах, сможет выполнять комплексные кадастровые работы по общей методике на всей территории страны, включая отдаленные и труднодоступные районы.
Второе важное изменение в законе – это обязанность исполнителей исправлять ошибки в картах-планах территории, даже если контракт уже завершён или истек гарантийный срок.
Также новые положения допускают образование земельных участков при выполнении кадастровых работ на основе утвержденной схемы расположения участка, а для зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства, местоположение которых уточнено, будет осуществляться кадастровый учёт изменений характеристик объекта.
Мы полагаем, что нововведения помогут решить проблему отсутствия точных границ у, как минимум, 22 млн земельных участков и 31 млн объектов капитального строительства.
Корреспондент: — Спасибо большое, Наталия Сергеевна, за столь подробное изложение ситуации по совершенно не простой для обычного обывателя теме, как проведение комплексных кадастровых работ на территории Брянской области. Надеемся в следующий раз обсудить с вами столь же подробно и другие не простые темы в области недвижимости и всем, что с этим связано.