Порядок проведения проверок расчетных приборов учета электрической энергии и выявление безучетного потребления.
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области часто поступают вопросы по поводу безучетного потребления электроэнергии.
На такие вопросы ответила заместитель руководителя-начальник отдела естественных монополий и рекламы Наталья Александровна Новикова.
Безучетное потребление – потребление электрической энергии с нарушением установленного порядка учета электрической энергии со стороны потребителя.
В выявлении безучетного потребления, также как и бездоговорного, прежде всего заинтересована сетевая организация, так как это снижает ее коммерческие потери. Однако, в отличие от бездоговорного потребления, при безучетном у потребителя заключен договор, обеспечивающий поставку электроэнергии с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией). В связи с чем взысканием стоимости безучетного потребления с потребителя занимается именно поставщик электроэнергии, а не сетевая организация.
Выявление безучетного потребления осуществляется при плановой или внеплановой проверке приборов учета. Проверка приборов учета должна производится не реже 1 раза в год.
По результатам проверки оформляется Акт проверки приборов учета, в котором должна быть указана, в том числе информация о наличии (об отсутствии) безучетного потребления. Кроме того, безучетное потребление может быть выявлено в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем.
Если выявлено безучетное потребление, сетевая организация составляет Акт о неучтенном потреблении электрической энергии, который сетевая организация должна передать в течение 3 рабочих дней гарантирующему поставщику.
Важно помнить, что в случае если для проведения проверки приборов учета сетевой организации требуется допуск к энергопринимющим устройствам потребителя, то сетевая организация за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки уведомляет потребителя о дате и времени проведения такой проверки, а также о последствиях ее недопуска к расчетным приборам учета.
Отсутствие такого уведомления суды расценивают как нарушение порядка и отказывают во взыскании суммы безучетного потребления энергии.
Таким образом, в ситуации составления акта о неучтенном потреблении в отсутствии потребителя, осуществляющего бузучетное потребление, к акту прикладываются доказательства надлежащего уведомления потребителя о дате и времени составления Акта о неучтенном потреблении. Важно отметить, что данное уведомление не является идентичным уведомлению, поскольку в последнем речь идет об уведомлении потребителя о планируемой дате проведения проверки прибора учета лишь при необходимости допуска сетевой организации к энергопринимающим устройствам потребителя.
Составление акта без уведомления и в отсутствие потребителя лишает потребителя права участвовать в составлении акта, проверять достоверность отраженных в нем сведений, давать объяснения, делать замечания к акту, представлять соответствующие возражения в целях защиты своих прав и законных интересов.
Также необходимо отметить, что объем безучетного потребления электрической энергии определяется с даты предыдущей контрольной проверки прибора учета (в случае если такая проверка не была проведена в запланированные сроки, то определяется с даты, не позднее которой она должна была быть проведена в соответствии с настоящим документом) до даты выявления факта безучетного потребления электрической энергии и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.
Брянское УФАС России напоминает, что при возникновении спорных или затруднительных вопросов в части функционирования розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.