Человек — эпоха

2020, 19 августа 13:53 Деловые новости
Человек — эпоха

Со дня рождения Ивана Паристого исполнилось 90 лет. Самого Ивана Леонтьевича не стало 15 лет назад. Но память о нём живёт до сих пор.

В честь прославленного железнодорожника назван проезд в Москве, в столице на территории Дорожной клинической больницы имени Н. А. Семашко ему установлен памятник, имя Паристого увековечено на Аллее славы стадиона «РЖД Арена».  Памятник Ивану Леонтьевичу установлен в одноимённом сквере Брянска. Дневным экспрессам, курсирующим между Москвой и Брянском,  присвоено его имя. За выдающиеся заслуги ещё при жизни ему было присвоено звание почётного гражданина этих двух городов.

 Бывшие коллеги и сегодня с большой теплотой вспоминают своего строгого, но справедливого начальника.

Сам прошёл весь путь

Человек — эпоха Иван Паристый родился 19 августа 1930 года на Украине, в семье потомственного железнодорожника и продолжил династию. С отличием окончил Днепровский институт инженеров железнодорожного транспорта и начал свой трудовой путь с дежурного по станции Брянск II, которая тогда входила в состав Московско-Киевской железной дороги. К Московской дороге Брянское отделение было присоединено семь лет спустя, в 1961 году.

Именно в нашем городе Иван Леонтьевич освоил все самые сложные и ответственные профессии, дослужившись до начальника отдела движения Брянского отделения дороги. В 1962 году он возглавил Брянское отделение Московской железной дороги. Тогда ему исполнилось 32 года. Паристый стал, пожалуй, одним из самых молодых НОДов за всю историю сети железных дорог.

Ветераны отрасли отмечают, что именно тот опыт, который Паристый получил, пройдя карьерный рост с самых «низов», позволил ему разбираться во всех звеньях железнодорожной цепи, будь то локомотивное, путевое, вагонное хозяйство, организация движения или связь. Но и от своих подчинённых требовал знаний.

— На железной дороге — почти армейская дисциплина, ведь дело касается безопасности движения, и тут нет мелочей. По этому поводу Иван Леонтьевич преподал мне хороший урок, который помню по сей день. Где-то в 1962 году я ещё работал помощником машиниста, мы вели пассажирский поезд из Сухиничей в Брянск, а на пути лежала шпала. Скорость была небольшая, остановились, убрали её, поехали дальше и забыли об инциденте, тогда никто и не думал о каких-то каверзах… Но на следующий день меня вызывают к самому НОДу, а это ж такая величина! Так вот Паристый хоть и доброжелательным, но серьёзным тоном спрашивает: а ты проверил, сделал ли машинист запись о непредвиденной остановке? Стою и от волнения потею так, что полные туфли воды набрались (смеётся. — Прим. ред.). И думаю: как же я, помощник, могу машиниста контролировать? А Иван Леонтьевич и говорит: за безопасность все отвечают одинаково. Вот такая воспитательная работа у него была, — вспоминает почётный железнодорожник, почётный ветеран Московской железной дороги и бывший начальник локомотивного отдела Брянского отделения Владимир Клюев.- Он вообще исключительным человеком был. И если вызывал к себе на ковёр, то только за дело, все это понимали. Как и то, что второй раз поблажек уже не жди.

Масштабы личности

Человек — эпоха Именно при Иване Леонтьевиче Паристом произошёл переход с паровозов на тепловозную тягу, а затем и на электрическую. О колоссальном объёме работ свидетельствует тот факт, что электрифицировано тогда было столько линий, сколько в течение 50 лет на всех дорогах мира. Был выполнен титанический труд по реконструкции практически всей инфраструктуры, обучению персонала — подготовку кадров он считал одним из решающих факторов успешной производственной деятельности.

Брянские машинисты одними из первых начали водить тяжеловесные грузовые поезда. Вот как о новаторских решениях начальника Брянского отделения вспоминает Владимир Клюев:

— В бытность Ивана Леонтьевича было очень интересно работать. Если до него длинносоставные тяжеловесные поезда было непросто готовить к отправлению, машинисту приходилось собирать их на двух путях — сначала забирать одну часть, потом заезжать на сцепление со второй, потому что весь состав просто не вмещался на одном пути, то потом их увеличили для удобства. Из Брянска составы шли и на Украину, и в Белоруссию, и в обратном направлении, на Орёл, движение было очень интенсивное. И требовалось собирать вагоны в отдельные группы по этим назначениям. Паристый модернизировал процесс, поставил автоматические замедлители на двух наших горках — Западной и Восточной. В итоге стали собирать больше составов, значительно увеличив пропускную способность.

Своих не бросал

Человек — эпоха Ивана Леонтьевича называют талантливым инженером и организатором, взыскательным, но человечным руководителем, который управлял 25-тысячным коллективом и всегда уважительно относился ко всем своим подчинённым.

— Люди его очень ценили, ведь он заботился даже о простых рабочих. У меня был приятель-железнодорожник, который на тот момент уже 25 лет находился на пенсии и жаловался на сложное положение в семье, связанное с квартирным вопросом. Куда ни обращался, никто помочь не мог. Предложила написать письмо Паристому, тогда уже работающему начальником дороги в Москве, описать всё как есть. Знакомый сначала стеснялся, но потом обратился. Прошло пару месяцев — ответа нет. А ещё через какое-то время звонит мне и благодарит за совет, говорит, Иван Леонтьевич решил проблему. Своих он не бросал и после службы, — рассказала почётный железнодорожник, ветеран железнодорожного транспорта, бывший начальник станции Брянск-Орловский Тамара Туркова. — Именно с его подачи и началось строительство жилья для сотрудников. Заботился он и о пассажирах. Так благодаря этому человеку возведённый после войны вокзал на Брянск I расширился кассовым залом и административным зданием. Там появились новые платформы, рассчитанные не только на 24-, но и на 32-вагонные пассажирские поезда. А вскоре сдали в эксплуатацию и новый вокзал на станции Брянск II. Запустили красивые чехословацкие мотрисы, люди даже ноги вытирали прежде чем в них войти. Тогда пригородное движение серьёзно  улучшилось — и скорость, и частота, и комфорт. Да и вообще Брянское отделение при Паристом было на самом высоком уровне.

Иван Леонтьевич Паристый не только занимался развитием Брянского отделения Московской железной дороги. Как депутат городского и областного Совета народных депутатов он брал на себя решение вопросов, определявших судьбу Брянщины на годы вперёд.

Человек — эпоха Не случайно в Министерстве путей сообщения считали брянских железнодорожников передовиками, чей опыт заслуживает распространения и на других дорогах. А самого Паристого в 1968 году назначили заместителем начальника Московской железной дороги по движению, а в 78-м он стал у руля всей Московской магистрали.

На посту начальника Московской железной дороги Иван Паристый произвёл немало преобразований. В  те годы проводилось масштабное техническое переоснащение Московского железнодорожного узла для повышения пропускной способности железнодорожной магистрали.

Под руководством Ивана Леонтьевича были закончены строительство и реконструк­ция Большого окружного кольца (БМО), ставшего мощной электрифицированной магистралью, оборудованной по последнему слову техники того времени. На полную мощность вышла сортировочная станция Орехово-Зуево, гремевшая на весь Советский Союз, достигла «пика» переработки вагонов станция Бекасово-Сортировочное, внедрялись технологии вождения тяжеловесных и длинносоставных  грузовых поездов. В 1980-х годах Московская железная дорога подошла к пиковым объёмам грузовых перевозок за всю историю её существования.

Немалое внимание Паристый уделял и развитию пассажирского комплекса. Железнодорожные вокзалы стали достопримечательностью столицы. За большой личный вклад в ре­конструкцию вокзалов, Москва, как и Брянск, назвала Ивана Леонтьевича своим почётным гражданином.

Евгения ПЕТРОВСКАЯ

Фото предоставлено
пресс-службой компании.

КСТАТИ

Человек — эпоха Иван Леонтьевич — единственный начальник МЖД, который руководил Московской магистралью и в советскую, и в российскую эпоху. Получил как награды СССР, например, два ордена Ленина, два ордена Трудового Красного Знамени, орден Октябрьской Революции, так и награды Российской Федерации — орден «За заслуги перед Отечеством» III степени и орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Читайте также


Новости регионов


08.05.2024 14:58
На сцене и за сценой
Как в регионе поддерживают сельские ДК. Дом культуры на селе – это больше чем место для развлечения, приятного времяпрепровождения или встреч с односельчанами. Это сердце и душа села, очаг культуры и центр притяжения жителей всех возрастов. Если в деревне или посёлке работает клуб, значит, у населённого пункта есть будущее. Именно по-этому так важно уделять этим учреждениям культуры особое внимание, ремонтировать и модернизировать их.
08.05.2024 14:57
Приезжайте к нам в гости!
В Смоленской области продолжается планомерная работа по развитию туристического потенциала региона и привлечению к нам туристов. Очередной шаг в этом направлении был сделан в начале мая – в регионе подвели итоги первого областного грантового конкурса в сфере туризма. В финал вышли 14 проектов, на реализацию которых власти направят почти 15 млн руб. Более подробно о победителях конкурса рассказал губернатор Василий Анохин на своей страничке в соцсетях. «Половина инициатив –
08.05.2024 14:55
И пусть горит Вечный огонь
В сквере Памяти Героев Хиславичей зажгли Вечный огонь. Раньше он горел только в памятные дни, а теперь мемориал подключён к сетевому природному газу и, значит, не потухнет. Место это святое для каждого жителя посёлка. Здесь в двух братских могилах покоятся погибшие в боях с фашистами бойцы и командиры 393‑го артиллерийского миномётного батальона, 43‑го гвардейского танкового полка и 435‑го медсанбата. Напомним, что по решению Президента России Владимира Путина
08.05.2024 14:54
Командный состав
В Смоленске на базе филиала РАНХиГС откроют пункт оценки участников программы «Время героев» (времягероев.рф). Проект реализуется по поручению Президента России Владимира Путина. Его цель – подготовка высококвалифицированных, компетентных руководителей из числа участников СВО для работы в органах государственной и муниципальной власти, а также в государственных компаниях. По состоянию на начало мая на участие в программе подано более 44 тысяч заявок из различных регионов страны. В их числе и бойцы из Смоленской
08.05.2024 14:16
«Главное – это защита интересов человека труда»
Депутат облдумы Евгений Максименко о своих приоритетах в работе с избирателями. В апреле 2024 года исполнилось 30 лет Смоленской областной Думе. Позади период становления и взросления законодательного органа власти, когда депутатам приходилось принимать нормативно-правовую базу для обеспечения его четкой работы, создавать условия для развития региона в новых  экономических реалиях,  оказывать содействие органам местного самоуправления и
02.05.2024 11:51
История и закон
Смоленской областной Думе исполнилось 30 лет. Три десятилетия назад в истории Смоленщины произошло знаковое событие – 14 апреля 1994 года после проведённых в марте выборов депутаты первого созыва Смоленской областной Думы собрались на своё первое заседание. С тех пор состоялось более 350 заседаний и было принято более 4000 областных законов, по которым сейчас живёт регион.