Брянск станет удобным для водителей и пешеходов.
О том, что в регионе разрабатывают и внедряют интеллектуальную транспортную систему для безопасности дорожного движения, сообщили летом прошлого года на заседании правительства Брянской области. Некоторые тогда вспомнили про «зелёную волну», благодаря которой ещё в советское время можно было проскочить через весь Московский проспект, попадая на всех светофорах на разрешающий сигнал. Современные технологии принесут брянцам ещё больше пользы.
Распределять потоки
Создаёт, внедряет и эксплуатирует интеллектуальную транспортную систему государственное автономное учреждение «Центр геоинформационных технологий Брянской области».
- Наша организация была наделена функциями оператора интеллектуальной транспортной системы 30 мая 2022 года, — рассказал директор предприятия Сергей Сергиенко, — сейчас над реализацией проекта мы работаем в тесной связке с нашим учредителем — департаментом промышленности, транспорта и связи Брянской области. И менее чем за год выполнили даже больше, чем планировали. Хотя работу начинали не просто «с чистого листа», а в буквальном смысле с голых стен и протекающей крыши. Но не испугались таких «мелочей». Тем более нас поддерживали органы исполнительной власти региона и лично губернатор Брянской области Александр Богомаз, который поддерживает внедрение новых технологий во все сферы жизни.
Создан ситуационный центр, где на мониторы выводится картинка с «интеллектуальных» светофоров. Так, брянские водители, передвигаясь по улицам города, будут получать помощь от этих незримых помощников.
В задачи Центра геоинформационных технологий входит эффективное управление движением транспортных средств и создание условий для безопасных перевозок пассажиров и грузов — специальных и опасных, тяжеловесных и крупногабаритных. Одна из самых важных и сложных целей — создание единого навигационно-информационного пространства с помощью технологий ГЛОНАСС/GPS.
И хотя люди продолжают жаловаться на пробки, так, как Москва, Брянск ещё не стоял. При том, что машин в городе с каждым годом становится всё больше, а соответственно и растёт интенсивность движения. Так что сейчас самое время направить его в нужное русло.
В столице нашей страны, к примеру, созданием интеллектуальной транспортной системы (ИТС) озаботились 12 лет назад — в январе 2011 года, через два месяца после того, как Сергей Собянин стал мэром Москвы, он подписал постановление, которым утвердил Концепцию ИТС и её дальнейшее развитие. Если бы тогда этого не было сделано, в Москве давно бы случился транспортный коллапс.
Быть на шаг впереди
Внедряют ИТС в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Подключают к системе агломерации с численностью жителей 300 тысяч человек и более.
«Программа является логичным дополнением к комплексному развитию дорожно-транспортной инфраструктуры. В силу возрастающего трафика и увеличения транспортных потоков ИТС — это эффективное решение, позволяющее обеспечить безопасность и комфорт всех участников движения в городской среде. В 2022 году мероприятия по внедрению ИТС проводились в 42 регионах», — отметил ранее заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин.
На реализацию проекта Брянщине было выделено из федерального бюджета 40 миллионов рублей. Куда направлены эти средства? На начальном этапе был создан Центр управления ИТС. Он оснащён программно-аппаратным комплексом для светофорного управления. Сами светофоры также модернизируют и подключают — в Брянске уже установлены семь таких «умных регулировщиков», которые ведут полноценный мониторинг дорожной обстановки и координируют движение на проспекте Станке Димитрова. Комплексы работают совместно с детекторами транспорта, которые в режиме реального времени оценивают загруженность перекрёстков и передают эту информацию на центральный сервер управления. В режиме онлайн даже собирают данные о средней скорости движения автомобилей и интенсивности транспортного потока. Всё это позволяет прогнозировать транспортную ситуацию на 15-30 минут вперёд и заранее вырабатывать эффективный план управления трафиком.
Дополнить реальность
В будущем предполагается оборудование метеопостов. Они будут измерять температуру и влажность воздуха, направление и скорость ветра, осадков и видимости. Благодаря собранным сведениям специалисты смогут своевременно принимать меры по очистке дорожного полотна от снега и гололёда, а также ограничивать разрешённую скорость.
- Распоряжением Минтранса России в прошлом году утверждены новые методические рекомендации по разработке заявок субъектов на получение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, включая проекты по созданию и модернизации ИТС. Наш регион продолжает участвовать в развитии этого нужного проекта, — заявил куратор проекта заместитель губернатора Брянской области Николай Лучкин.
Планируется, что теперь из федерального бюджета выделят средства на следующий этап — модернизацию более 20 светофоров.
Не надо забывать, что в Брянской области строят и новые транспортные артерии. Дорога-дамба соединила два района — Фокинский и Володарский, а с открытием Славянского моста потоки машин будут перенаправлены из загруженной центральной части города. В планах — проектирование и открытие дороги от Чёрного моста через Карачиж на телецентр — это ещё больше разгрузит центр города.
- Подобный проект можно соотнести только со строительством дамб на проспекте Ленина, которые связали Брянск в единый город в 1960-х годах, — подчеркнул заместитель губернатора.
Таким образом, от реализации ИТС ожидают снижения аварийности на улицах и дорогах, а также интенсивности движения за счёт грамотного перенаправления транспорта. В результате дорожное движение станет удобнее и комфортнее. Его участники смогут получать информацию о транспортных пробках и заранее планировать своё перемещение. А ещё знать о свободных местах на парковках.
Геннадий НЕВЕРОВСКИЙ
Фото ru.freepik.com, коллаж Дениса Шумейко