Химия… между людьми. Юрий Клюев о том, как просто преподнести ученикам сложный предмет
Пожалуй, для 90% школьников химия и физика звучит как приговор. Но даже эти непростые науки можно объяснять доходчиво и интересно, считает директор Брянского городского лицея №1 имени А. С. Пушкина Юрий Клюев.
О современных требованиях к образованию и учителям мы с ним и поговорили.
Звучит гордо
— Юрий Александрович, расскажите для начала, сколько в лицее учителей?
— Всего 94 педагога вместе с воспитателями, которые работают в пансионе. У нас высококлассный коллектив — 11 сотрудников имеют звание «Заслуженный учитель России», почти три четверти — почётные работники общего образования, воспитания и просвещения, многие награждены грамотами Министерства образования и науки РФ и Министерства просвещения, а двое — благодарностью президента.
— А как, помимо благодарностей, власти поддерживают таких специалистов?
— 22 учителя из нашего лицея получили гранты президента страны. Большое значение имеет и последнее решение регионального правительства о повышении зарплаты всем категориям педагогических работников, то есть речь не только об учителях, но и о педагогах дополнительного образования, методистах, педагогах-организаторах. К ставке им теперь доплачивают пять тысяч рублей, за полторы ставки — 7,5 тысячи. Ранее мы с вами говорили о том, что в 90-е и нулевые годы произошёл отток учителей из профессии, особенно в сёлах. Полагаю, теперь ситуация изменится, но нужно время. Способствуют этому программы развития образования, по которым сегодня ремонтируют и оснащают школы.
— Помогло это насытить кадровый голод?
— Думаю, отчасти. Нужно время. Не везде ещё, конечно, хватает специалистов, и это характерно для всей страны. Особенно в дефиците учителя физики — многие, кто в ней силён, уходят в науку, как правило. Но у нас в лицее, считаю, один из лучших в регионе учитель по этому предмету, хотя и молодой — Яна Николаевна Полесская. Два года назад она прошла отбор и в двадцатке лучших из СНГ попала в Женеву для работы на Большом адронном коллайдере, где им читали лекции нобелевские лауреаты. Конкурс был очень жёстким, по сути, международная олимпиада по физике среди учителей.
— А где у нас готовят будущих учителей?
— Главным, естественно, остаётся наш БГУ. Есть ряд педколледжей. У нас в лицее, к примеру, трудится выпускница Санкт-Петербургского педагогического университета имени А. И. Герцена Татьяна Юрьевна Сарамуд, вернувшаяся после обучения из Северной столицы на малую родину преподавать историю. Скоро должна защитить кандидатскую диссертацию.
На стыке наук
— В лицее дети проходят раннюю профилизацию, как удаётся заинтересовать их непростыми дисциплинами?
— Любой учитель должен мотивировать детей узнавать предмет. А если у него у самого глаза не горят, то как он зажжёт искру в других?
Как писал Роберт Рождественский, «не на словах, а по вещей традиции, которая завтрашней жизни под стать. Учителем надо будет родиться и только после этого — стать». То есть учитель — это, с одной стороны, призвание, а с другой — серьёзная работа над собой. Педагог сам должен каждый день учиться, делать открытия сначала для себя, а потом для других.
Методика удивления. Так, механизм действия катализатора можно объяснить притчей о 18 лошадях… А в романе «Отверженные» Виктор Гюго, наоборот, в самый драматический момент, когда герой стоит на пути добра и зла, сравнил его душевное смятение с химическим процессом: «Так или иначе, но это последнее злодеяние оказало на него решающее действие: оно внезапно прорезало хаос, царивший в его уме, рассеяло его и, отделив всё неясное и туманное в одну сторону, а свет — в другую, воздействовало на его душу в том состоянии, в каком она тогда была, так же, как некоторые химические реактивы действуют на мутную смесь, осаждая один элемент и очищая другой».
Сегодня обучение становится метапредметным, на стыке наук. То есть та же химия пронизана уже философскими, общечеловеческими смыслами, что и позволяет ей попасть в самое сердце. Один из моих мастер-классов назывался «В поисках парадоксов», где мне довелось выступать дуэтом с абсолютным победителем Всероссийского конкурса «Учитель года -1992» Артуром Викторовичем Зарубой — прекрасным музыкантом, учителем музыки. Он аккомпанировал, а я пел арию князя Игоря из одноимённой оперы Александра Бородина. Это было про то, как в человеке сочетается дар музыканта, химика, медика — вот таким был Бородин.
— Это уже после участия в 2018 году в конкурсе «Учитель года», где вы стали победителем заключительного этапа, попав в пятёрку лучших?
— Да, у нас потом был большой тур по стране.
Дружбе не помеха
— Расскажите подробнее про само состязание.
— На «Учителе года» соревнуются 85 человек — по представителю из каждого субъекта России. Председатель жюри — ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий; среди судей и народный учитель России, директор школы №548 «Царицыно», которую исторически называют царицынским лицеем, Ефим Лазаревич Рачевский; и основатель, а сейчас председатель совета Академической гимназии №56 в Санкт-Петербурге, кавалер ордена Почёта Майя Борисовна Пильдес; и известный своим подходом к инклюзивному обучению в Москве Евгений Александрович Ямбург; и классик нашей педагогики, который со своей концепцией гуманной педагогики в 90-е не сходил с уст студентов, — Шалва Александрович Амонашвили. В этом году ему исполнилось 90 лет. Три года назад на конкурсе он поразил меня своей проницательностью.
Так, одним из заданий было проведение классного часа, на подготовку к которому дали 20 минут. Мне досталась тема «Как должен выглядеть современный учебник». Я разбил ребят на две группы — одна представляла электронный, а вторая бумажный вариант. Но по ходу у меня начались сомнения — уж очень сухо, неярко… И Амонашвили, видимо, считал по глазам моё состояние, а после подошёл со словами: «Ярким ты был вчера на мастер-классе, а сегодня я хотел увидеть детей, а не тебя, и как хорошо, что ты сегодня был в тени». Для человека, который стремится совершенствоваться в профессии, большая честь просто увидеть таких людей, а на конкурсе ещё можно получить от них наставления.
К тому же благодаря конкурсу у меня и после 30 лет появились новые друзья, несмотря на то, что на «Учителе года» мы с ними конкурировали.
— Причём они уже побывали на Брянщине на фестивале «Парад звёзд».
— Да, я озвучил идею на приёме у губернатора, и меня тут же поддержали. Два года подряд к нам на три дня приезжали победители, лауреаты, призёры конкурса. А в прошлом году из-за пандемии провели его в онлайн формате и собрали огромную аудиторию — 33 региона. Опыт хороший, но мы решили придерживаться всё же живого общения, и в этот раз из-за ограничений перенесли фестиваль предварительно на весну. А так в ноябре уже обычно к нему готовились.
— Деньги на проведение выделяет регион?
— Да, получаем бюджетные ассигнования. За это большое спасибо правительству Брянской области и департаменту образования. Совсем недавно лицей разработал и уже активно реализует программу
пединтернатуры — программу для мотивации педагогов, и «Парад звёзд» позволяет им видеть, к чему надо стремиться.
Евгения ПЕТРОВСКАЯ
Фото kremlin.ru, ru.freepik.com