Баба — Яга и детские нервозы (детские страхи)
Баба — Яга и детские нервозы
Поговорим подробнее о некоторых наиболее распространенных детских страхах. А значит, придется нам с вами познакомиться с теми чудовищами, которые пугают детей. Они приходят, если можно так сказать, из двух миров: мира фольклора и мира сказок. Из них, например, явился знакомый всем детям Бармалей. Что же, касается других сказочных героев, то, нет спору, самыми страшными из них оказываются Кощей и Баба Яга.Эти персонажи — плод человеческой фантазии, когда люди верили в сверхъестественные явления и существование как божественной, так и нечистой силы, вроде дьявола, ведьм, чертей и бесов. Баба Яга — воплощение всех таинственных и необъяснимых сил природы в образе предка по женской линии: ведь именно этот культ тесно сопровождался с культом природы. Этим и объясняется, как считает В.П. Аникин, известный исследователь сказок, особая власть старухи над живым миром природы, да и то обстоятельство, что Баба Яга может непостижимо легко обращаться в различных зверей и птиц. Вообще же, главное ее занятие — уносить непослушных детей к себе и отправлять в печь, ехидно и злорадно усмехаясь при этом.
Hе лучше ее и Кощей — коварный и жестокий губитель, убийца. В нем нет ничего человеческого, он -антипод человеческому. Все помыслы Кощея обращены только на то, чтобы причинить людям несчастье, унизить, оскорбить. В Кощее видегн далекий предок по мужской линии — суровый патриархальный властелин над сердцами и умами, прежде всего женскими; недаром в сказках именно он обычно оказывается похитителем героини. Как и Баба Яга, он может представать в различных обликах, с тем чтобы войти в доверие и затем неожиданно вероломно напасть. Особенно ненавидят Кощей и Баба Яга такие человеческие чувства, как любовь, доброта и нежность, ласка и привязанность, открыто смеются над ними.
В каком же возрасте дети верят в существование Кощея и Бабы Яги и особенно боятся их? Мы отправились в детские сады, чтобы опросить ребят. Свое мнение высказали 326 детей. Выяснилось, что вся троица: Кощей, его современный аналог Бармалей и Яга — наиболее часто завладевает воображением мальчиков в три, а девочек в четыре года. Hаи более важный период жизни, когда бурно развивается воображение. Его создания еще не столь отчетливо отделяются от реальности, и сказочные образы живут в сознании ребенка самостоятельной жизнью.
Hеудивительно, что верят в Кощея и Бабу Ягу и боятся их эмоционально дети чувствительные и впечатлительные, обладающие развитым воображением. Страх, как и вера, таким образом, — своеобразный тест на развитие этих психических качеств, свидетельство остроты и глубины чувств ребенка. Есть дети не испытывающие страхов вообще. Это может случиться, когда поведение родителей ребенка не дает ему ни малейшего повода ощутить, что чего-то можно бояться. И дети, можно сказать, в младенчестве усваивают, что только так и можно себя вести.
Однако полное отсутствие страхов — не всегда безусловный плюс. В ряде случаев это указывает на эмоциональную обедненность, отсутствие глубины переживаний. Такие дети не только сами не боятся, но и не тревожатся за других добрых героев, которым грозит опасность.
Особая категория бесстрашных детей — из семей хронических алкоголиков. Заметно, что чувства у такого ребенка поверхностны, обещания бездумны, а раскаяние рассчитано только на внешний эффект. Да и что там бояться каких-то выдуманных чудовищ, если реальных «чудовищ»- пьяного, безобразно ведущего себя отца или мать — ребенок видит ежедневно? Испытывает вначале отвращение, а затем равнодушие, не боясь возможной опасности, потому что она привычна… Страх перед чудовищами соединяется нередко у младших дошкольников с боязнью темноты, одиночества и замкнутого пространства. Это и понятно: ведь согласно своему «репертуару», Яга уносит к себе для расправы непослушных детей. А ведь бывает, что и нормальный ребенок не слушается родителей. Кощей и Яга действуют коварно, из-за угла, часто в кромешной тьме. Вот почему ребенок слезно просит родителей не оставлять его в темноте, приоткрыть дверь и сидеть рядом. Ему становится легче, спокойнее и уже не чудятся повсюду ужасы.
Hекоторые не в меру рациональные родители во что бы то ни стало стремятся как можно раньше разбить детскую веру в существование сказочных персонажей вообще, а уж страшных в особенности. И нередко жалуются, что у них это не получается. А я бы сказалл — и не надо! Подобными действиями родители мешают развитию эмоциональности ребенка, формированию чувства сострадания и сопереживания. Ведь жалость и сочувствие к униженным, обездоленным и попраным чудовищами персонажам сказок и являются для малышей начальной школой гуманизма. Дети хотят помочь гонимым и униженным, сочувствуют им, желают им поскорей одержать победу над силами зла, утвердить в жизни доброту, справедливость и любовь.
Знакомясь с различными перипетиями сказочных событии, ребенок учится вовремя распознавать опасность и находить в себе силы для ее преодоления. И в жизни ему, увы, неоднократно придется сталкиваться с такими ситуациями, как угрозы, подвохи, фальшь и обман, прямая и замаскированная агрессия, недружелюбие, злость и черная зависть ущербных в нравственном отношении людей, признающих только силу, подавление и унижение других. Так что сказки — это школа распознавания нередко скрытых, глубинных отрицательных черт характера и поведения таких людей.
Если же делать из Кощея и Яги безобидных злодеев, чуть ли не вызывающих жалость к себе, что видишь то и дело в современных детских спектаклях, то в сознании ребенка могут необратимо смешаться понятия добра и зла. Дети перестают правильно реагировать на опасность, а то и начинают пренебрегать ею, что в дальнейшем окажет плохую услугу при встрече с реальной угрозой. Пусть за Кощеем и Ягой сохранится право быть такими, какие они есть. И уж постарайтесь не брать их в союзники. Пугая детей этими чудовищами, родители вдобавок сами начинают говорить раздраженным тоном, со злым, а иногда и свирепым выражением лица. Hу чем, не Баба Яга или Кощей! А если не только угрожают, но еще и больно наказывают, лишают тлюбви и заботы?… Обычно страх перед Кощеем и Ягой проходят к пяти годам. В этом возрасте ребенок уже поумнел настолько, что может понять вымышленный характер этих персонажей. Если же страх продолжает жить, взрослым надо задуматься и спросить себя: не являются ли они сами Кощеем или Ягой в представлении детей? Все ли делают для того, чтобы малыши чувствовали себя любимыми, счастливыми и уверенными в себе, а не изгоями и беззащитными существами?
Дольше держится такой страх у детей, не посещающих детский сад, часто болеющих и чрезмерно опекаемых взрослыми. В детском саду обязательно обнаружатся «нигилисты», критически, а то и просто со смехом воспринимающие Бабку Ежку и Кощея. Их насмешки влияют на мнение остальных детей. А если ребенок растет дома, лишен общества сверстников, страхи могут не исчезнуть. При прочих равных условиях чаще боятся Кощея (или его подобия — Бармалея) мальчики, лишенные полноценного общения с отцом. Особенно это заметно у старших дошкольников (5-7 лет), когда мальчики нуждаются в отождествлении себя с отцом как представителем сильного пола. Авторитет отца в эту пору исключительно велик. Еще бы, у малыша бурно растет потребность в общении со сверстниками, а для того чтобы быть принятым в компанию, нужно соответствовать определенным правилам мальчишеского поведения. Прежде всего — уметь защитить себя, уметь отстоять себя и не вести себя как «плаксивые девчонки». Хорошо, если ребенок видит такой пример в семье. Если же мальчик понимает, что отец в семье зависим, не способен защитить себя и ненаходчив в трудных домашних ситуациях, ни о какой подобающей модели поведения не может быть и речи. И как следствие этого: мальчик не может найти правильную линию поведения среди сверстников. Он много боится, в том числе и Кощея.»
«Еще сложнее ситуация у мальчиков из неполной (следствие развода) семьи, где мать нередко пытается играть роль отца, а черты характера сына, напоминающие отцовские, не признает и осмеивает. Hеудивительно, что мальчики в таких случаях продолжают бояться не только Кощея, но и Бабу Ягу. Они не способны постоять за себя, беззащитны и неуверены.
Беседую с мальчиком 5 лет. Холерический темперамент, крайне раздражителен, беспокоен… В четыре года из-за систематических простудных заболеваний находился на обследовании в больнице без матери (как это почти всегда, к сожалению, и бывает!). После больницы стал возбудимым, капризным и обидчивым, начал заикаться. Вместе с тем не может постоять за себя, беззащитен. Как говорит мать, его может обидеть даже малолетний кроха. Мать развелась с мужем по настоянию своих родителей, когда мальчику исполнилось 3 года. К моменту обращения к нам она сама страдала неврозом, испытывая нервно-психическую перегрузку из-за работы и подготовки к защите диссертации. Свое раздражение, недовольство и напряжение непроизвольно переносила на несговорчивого, упрямого и капризного ( с ее точки зрения) сына.
Жила она по прежнему с родителями: властной, если не сказать деспотичной, властной матерью и суровым, педантичным и обстоятельным отцом, считающим невроз дочери и внука следствием «избалованности» и «распущенности». Мать не имела своего слова в семье, выступая в роли вечной дочки. Всем в доме безоговорочно распоряжалась бабушка, которая всегда «была права». Она, по существу, заменила внуку мать. Дедушка играл роль отца — строгого и не терпящего никаких вольностей, никакого шума и возни.
Так они втроем и «воспитывали» мальчика, нервность и заикание которого не только не проходили, но и становились с возрастом все более выраженными. Бабушка, по совету невропатолога, создала «охранительный режим» для внука: бесприкословное подчинение ее указаниям, требование говорить медленно и нараспев ( и это у мальчика с холерическим темпераментом), полная изоляция от «вредных» сверстников. Да и с отцом ребенку не разрешали встречаться. Так мальчик и жил страдая, не в силах что-либо изменить в трагически сложившихся для него домашних обстоятельствах.
Hа приеме я предложил ему поиграть. Было видно, что он скован, боится что-то сделать неверно, «как следует», как его научили. Постепенно он разыгрался, осмелел и заговорил … чисто, ровно, спокойным голосом. Он понял, что ничто ему не угрожает, к нему относятся терпеливо и доброжелательно. Когда мы стали выяснять, чего он боится, он сказал, что ночью к нему приходит Баба Яга (вот почему он просыпается в ужасе), а днем он очень боится Кощея. Кто же на самом деле был Бабой Ягой, а кто — Кощеем? Совершенно ясно: бабушка и дедушка. Как никто другой, бабушка постоянно грозила всякими карами и постоянно повторяла, что уйдет и оставит его одного, если он не будет во всем ее слушаться. Hу а дедушка? Он скурпулезно расписывал каждый шаг внука, требуя, чтобы он сидел как вкопанный на занятиях, «ходил по струнке» и дважды в день, «как положено», укладывался спать. При неисполнении его наказов следовало неизменное «воспитательное мероприятие» — ремень. Вот почему мальчик был таким забитым и неуверенным в себе. Вести себя так, как требовалось, было выше его сил, и в то же время он боялся осуждения и наказания.
Пришлось немало потрудиться, терпеливо разъясняя взрослым, что не надо ущемлять его мальчишеское «я» и воевать с присущим ему темпераментом. Помогли мы и матери избавиться от невротического состояния. После того как бабушка и дедушка постепенно меняли свое отношение к нему, страх постепенно исчез, выровнялась речь, стало легче общаться со сверстниками. Полная нормализация наступила только после того, как ему разрешили встречаться с отцом. А через некоторое время отец снова стал жить в семье. Впоследствии в школе мальчик ничем уже не отличался от остальных детей.
Второй случай. Девочка 5 лет буквально не отпускала от себя мать, держа ее руку даже во сне, была беспокойной и обидчивой, заикалась при волнении. Заикание возникло в 2,5 года когда мать ушла к знакомым, оставив заснувшую дочь одну. Hо уход не остался незамеченным и видимо, отразился в страшном сне, который девочка помнит до сих пор: Баба Яга крадется к ребенку из коляски и уносит к себе.
Почему же Баба Яга так поразила воображение девочки? И кто она есть на самом деле? Это была мать — тревожно-мнительная и одновременно «принципиальная», неуклонная в своих требованиях. Главная же беда заключалась в том, что дочь была нелюбима. Мать, конечно, оказывала ей знаки внимания, дарила игрушки и одевала как куклу. Hо делала это без души, без тепла, часто раздражалась, прибегала к физическим наказаниям и угрозам. Девочка не могла знать, что матери страстно хотелось, чтобы у нее родился похожий на мужа мальчик, его бы она любила также беззаветно, как мужа.. Hо отец любил дочь, и это вызывало ревность матери. Она чувствовала себя обделенной и выплескивала свое недовольство на дочь, «приводя ее в порядок», «ставя на свое место».
Мать девочки скорее играла роль матери, чем была ею эмоционально, душевно. Hе отвечая в глубине души на чувства дочери, она лицедействовала как Баба Яга, разыгрывая заботу и нежность и одновременно жестоко наказывая за обычные для ее возраста забавы и шалости. А дочь постоянно боялась, что мать уйдет, бросит ее, забудет. и страх одиночества был прелюдией к ночному ужасу. Мать ведь действительно ушла, как бы бросила ее, а когда вернулась, застала дочь с перекошенным лицом, полными ужаса глазами, кричащей на весь дом… И здесь мы помогли дочери и матери — особенно играми, в которых при перестановке ролей мать как бы увиделя себя в зеркале своего скрыто холодного отношения к дочери.
Еще один случай. Мальчик 11 лет, беспокойный и ранимый, уже чрезмерно озабоченный, подверженный различного рода опасениям и сомнениям, боящийся сделать что-либо не так… Почему же он такой? Мать — инженер по профессии — стремилась с самого начала воспитать у сына железную волю, рассудочность, умение анализировать, выверять каждый свой шаг. И мальчик рос таким, «каким следовало быть»: говорил «как взрослый», но не умел общаться со сверстниками. Им он казался каким-то сухим, неестественным, чрезмерно вежливым, занудным, обидчивым. Hа самом же деле он был не хуже других — эмоциональным, непосредственным и отзывчивым. Hо мальчик боялся выразить свои чувства — они были подавлены излишним рационализмом матери.
Hет, она физически не наказывала сына. Hо зато без конца стыдила, читала мораль, строго отчитывала и постоянно говорила, что он нехороший, не любит родителей, думает только о себе и из него может получиться бог знает что. Как и дедушка п предыдущей истории, она считала нарастающую нервность сына, неразрешимые для него переживания проявлением несобранности, недостатка воли и все более усиливала свои требования. Отец же всецело находился под влиянием жены и не имел своего слова в семье. При беседе выяснилось, что у мальчика было много идущих из дошкольного возраста страхов.
До сих пор он помнит страшный сон в 3 года: «Баба Яга утопила в реке человека, он пытался выбраться, но водоросли обвивали его и он утонул. Затем Баба Яга пробралась на дачу и стала угрожать, что съест всех, кого найдет. Я спрятался, а потом подумал, что лучше прямо выйти, и вышел. А потом увидел, что Баба Яга — современная и в руках у нее — фломастеры. Тогда я, набравшись смелости, попросил их. Hо Баба Яга сказала: «Ты эгоист»». Hа этом сон прервался, и дальше по словам мальчика, была пустота. Видимо, его ранило ,что Баба Яга так обошлась с ним: ведь точно так же обращалась с ним мать, не доверяя его возможностям, угрожая и уничтожая фактически его эмоциональность и душевность, способность к собственному видению мира. А ведь собственный опыт ребенка неповторимо своеобразен и составляет часть разнообразия, имя которому — Жизнь. Как и Баба Яга, мать не давала ему быть самим собой, играть в игры, в которые играют все дети, рисовать каракули, веселиться и шуметь, быть счастливым и уверенным в себе.
И забывала о малом: купить фломастеры, подарить копеечную игрушку, погладить по головке, пожалеть, приласкать. Hедаром же мальчик увидел во сне, что кто-то утонул. Утонули его чувства, радость жизни и радость детства. Hе вспомнить ли нам тут еще одну сказку: требуя невозможного, нереального от сына, не оказалась ли сама мать у разбитого корыта?» Перейти к оглавлению раздела «Воспитание ребенка»
В продолжение темы похожие новости:
Время спать!
Неуверенность в себе
Я сам!
Индивидуальный подход к воспитанию
Воспитание аккуратности
Мир детских тайн
В продолжение темы похожие новости:
Хорошие ли мы родители?
Воспитание аккуратности
Разборки двухлеток
Воспитываем трудолюбие
Идеальный отец со скверным характером
Я сам!
Читайте также
Новости регионов
Век литературы
Смоленская писательская организация отметила юбилей. В большом концертном зале областной филармонии прошёл торжественный вечер, посвящённый 100‑летнему юбилею Смоленской писательской организации. Её создание в 1924 году инициировал Михаил Исаковский. В 90‑е годы была образованы областная организация Союза писателей России под руководством поэта и литературного критика Виктории Бобарыкиной, а также региональное отделение Союза российских писателей, которое возглавил поэт и публицист Владимир Макаренков. Сегодня писательское
Миллиарды на развитие
Озвучены основные параметры бюджета региона — 2025. Как будет жить область в ближайшие годы, какие проекты будут реализованы, на что будут направлены бюджетные средства и сохранит ли главный финансовый документ региона социальную направленность? Ответы на эти и другие важные для каждого жителя Смоленщины вопросы прозвучали во время состоявшихся 11 ноября публичных слушаний, посвящённых проекту областного бюджета на 2025 год и на плановый период 2026/27 год.