Эксперты оценили брянских «золотых дельфинов»

2015, 11 ноября 15:08 Общество
Эксперты оценили брянских «золотых дельфинов»

Информационное агентство Город32 обратилось к экспертам в области искусства за комментариями о художественных достоинствах и уместности изваяний, установленных на Славянской площади в Брянске. Скульптура вызвала вполне однозначные оценки.

Эксперты не сошлись во мнении, годится ли арт-объект для детского сада, но в вопросе допустимости установки «дельфинов» на площади все были единодушны. Ниже приводим полученные ИА Город32 комментарии.

 

Марат Гельман,
галерист, публицист, арт-менеджер:
«В целом эта скульптура для детского садика, между качелями и горками. И конечно, в центре города выглядит неуместно».

 

Елена Косоренкова,
Член рабочей группы по градостроительству Министерства регионального развития,
координатор Общественного совета архитектурной премии «Дом Года»,
заместитель Председателя Экспертного совета по градостроительной деятельности Комитета по строительству и земельным отношения Государственной Думы V созыва,
Издатель и главный редактор журнала «Архитектурные хроники», газеты «Строительство. Архитектура. Недвижимость»:
«Порыв души художника в красивое, доброе, вечное, как правило, всегда социален. И постулат «Не навреди» тоже, оказывается, применим к творческим начинаниям. Границу между истинным арт-объектом городской среды и банальным кичем видна любому гражданину, а специалисту тем более.

В данном случае границей является бордюрный камень вокруг выпрыгнувших из под земли двух дельфинов золотого цвета с глазами мутантов, которые с недоумением взирают раскосым взглядом на десятки квадратных метров тротуарной плитки с немым вопросом: «За что шахтеры прогнали нас наверх?»

Суть поставленных в знаковом месте бетонных фигур, покрашенных бронзовой краской, отражает пока что инертность Управления по строительству и развитию территории города Брянска с имеющимся в своем составе сектором по эстетике архитектурной среды. Городское дурновкусие пагубно влияет на восприятие пространственной среды как взрослыми, так и детьми.

Это место в Брянске хорошо знакомо многим российским архитекторам и градостроителям. Уникальная лестница, фонтан «1000 лет Брянску» уже являются опорными объектами для создания общественного пространства. В настоящее время эта территория остро нуждается в разработке концепции проекта благоустройства на конкурсной основе. Не сомневаюсь, что лучшие российские и зарубежные архитектурные мастерские согласятся принять участие в таком соревновании. Результатом должна стать такая реализация, которую не зазорно представить на российских и международных архитектурных фестивалях и конкурсах. А пока что имеем результат «И стыдно, и не весело, зато блестит».

 

Сергей Ткаченко,
Заслуженный архитектор РФ,
член-корреспондент Российской Академии Художеств,
вице-президент Московского отделения Международной Академии Архитектуры,
действительный член Российской Академии Естественных Наук,
действительный член Академии Архитектурного Наследия,
профессор Московского Архитектурного института:
«Чем отличается городская скульптура от памятников выдающимся личностям или событиям? Прежде всего, тонким чувством юмора, дружелюбием к каждому, кто захочет подойти, потрогать, сфотографироваться, может быть, залезть на макушку бронзового персонажа и спрыгнуть вниз. Недавно я был в Новгороде Великом и видел усталую «Туристку», выполненную хорошим скульптором с достаточной долей иронии, сочувствия и эротики ‒ к ней очередь сфотографироваться.

Конечно, желательна связь с тем местом, где городская скульптура устанавливается, но совершенно не обязательно категорически ставить вопрос: «Брянск -0 родина дельфинов?» Не стоит уподобляться начетчикам от идеологии.

В «дельфиньей» скульптурной композиции меня больше всего беспокоит непрофессионализм автора: примитивная композиция, как будто школьник впервые, под впечатлением плохих мультфильмов, слепил из пластилина пару симпатичных животных, никогда им не виданных, и удивляется, что они такие некрасивые, хоть и узнаваемые. Так в 18 веке в России крепостные ваяли львов для ворот усадеб: «Барин приказал, пальцем на иконе этого льва показал, а Бог его знает, как оно выглядит на самом деле». Бедные целлюлитные дельфины вызывают жалость, их позы ‒ вопрос: более тривиального изобразить не удалось?

Такая скульптурная группа вряд ли украсит город, только покажет невысокий культурный уровень тех, кто решит это поставить… А жаль! Город замечательный и достоин лучшего».

 

Дина Гурарий,
искусствовед, содиректор галереи «МастАРТ»:
«Объект «дельфины» у меня вызывает улыбку недоумения, ибо, конечно, скульптурой или малой архитектурной формой это, увы, назвать нельзя ‒ сомнительное качество исполнения, в добавок из недолговечных материалов. Тем не менее, «Дельфины» были бы уместны где-нибудь в приморском местечке (и желательно подальше от детских площадок, дабы не портить представления подрастающего поколения о прекрасном), но не на площади большого города.

Прискорбно лицезреть подобный пример вопиющего дурновкусия беспринципно навязываемого жителям Брянска.

 

Леон Конрад,
писатель, художник, со-основатель и ведущий тренер Академии ораторского искусства (Лондон, Великобритания):
«Скульптура двух дельфинов, недавно воздвигнутая в Брянске, вызвала возмущение горожан, которые активно возражали против её установки. Реакцией было инстинктивное отторжение: «это не искусство», «недостойно быть выставленным в общественном пространстве», «ужасно».

Уильям Моррис, один из вдохновителей Движения искусств и ремесел в Великобритании 19 века, писал: «Пусть в вашем доме не будет ничего, что вы не считали бы полезным и красивым». То же самое можно сказать и о публичном пространстве. Определения красоты меняются с годами и являются субъективными, но каждый, высказывающий свое мнение о том, что он находит красивым, связывает это с универсальным понятием прекрасного.

Так или иначе, искусству не обязательно быть красивым. Так что же делает искусство искусством? Если дискуссия об этой статуе сведется к разнообразию мнений о том, что красиво, а что нет, она заглохнет. Кто бы ни установил ее, он думал, что она достойна всеобщего обозрения. Их мнение, как и автора скульптуры, имеет такое же значение, как и любое другое. Как говорится, о вкусах не спорят. Но искусство ли это?

Одно из двух: либо эти дельфины ‒ произведение искусства, либо нет. Эту дискуссию стоит вести потому, что она затрагивает суть того, чем является искусство и в чем его цель. Есть два значения слова «искусство». Существует, например, искусство земледелия или искусство скульптуры ‒ то, есть, умении что-то делать хорошо. Здесь главное ‒ труд человека, полезная ремесленная работа, подразумевающая имитацию природы или глубокое понимание правил того, как природа действует, работа с ними, но не против них.

Другой случай ‒ высокое искусство. Здесь речь идет о том, что питает человеческий дух. «Декоративное искусство» оказывается где-то посередине.

Если сравнить статую дельфинов со статуей «Мальчик с дельфином» в лондонском Челси, то можно увидеть, независимо от того, считаете ли вы её красивой или нет, она схватывает, как искусная фотография в 3D, момент времени, причем момент, из которого исходит движение, бесконечно соединяется с моментом, в который это движение течет. Кажется, оно побеждает земное притяжение.

Произведения искусства, каким бы ни было их влияние на наши эмоции, преобразуют пространство и время, выводя нас за границы нашего ежедневного существования и на мгновение соединяют нас с невыразимым. Таким художникам мы воздвигаем статуи.

Мы стремимся сделать наши города красивыми при помощи архитектуры, градостроительного планирования, таких вещей, как парки, фонтаны, статуи, которые питают и воспитывают душу.

Форма, линии, тяжеловесность, мультяшные глаза брянских дельфинов напоминают низкосортную картинку из комиксов, воплощённую в 3D, едва ли достойную того, чтобы оказаться в детской раскраске. Когда первоначальный шок и веселье по этому поводу проходят, оставшийся эффект заставляет душу опуститься вниз, а не воспарить. Для кого-то эта скульптура может быть красивой. Но это не искусство. Отнесите ее в сад скульптора или заказчика. Горожане Брянка и те, кто приезжают в этот город, достойны лучшего». (Перевод Анны Байдаковой).

 

Екатерина Кирсанова,
старший преподаватель Национального исследовательского Томского Политехнического Университета, культуролог, куратор выставочных и телевизионных проектов:

«Данная скульптурная композиция лично меня несколько озадачила. Прежде всего, выбором темы. Обычно, тематика, связанная с дельфинами, характерна для южных приморских городов. Я просмотрела несколько сайтов Брянска, но так и не выяснила, почему именно дельфины попали на одну из знаковых площадей города. С какими местными легендами, поверьями, символами или воплощением идентичности каких локальных групп они связаны?

Прецеденты создания скульптуры с образами животных не местной фауны в России есть — например, пингвины в Кемерово. Но, как правило, подобные работы не занимают центрального пространства в композиции публичных мест. Таким образом, мне, как стороннему наблюдателю, данная скульптура ничего не сможет рассказать об уникальности, истории или будущем Брянска. Но расскажет она о том, что, как и во многих других городах России, процесс интимизации городского пространства идет здесь достаточно динамично.

Как и в других городах, данная инициатива происходит от местных активистов, искренне желающих осчастливить, одомашнить город. Человек в современном городе действительно теряет ощущение общности, добрососедских отношений, сопричастности другому через коллективные символы и образы. Поэтому милые мультяшные персонажи из детства становятся востребованными и любимыми многими горожанами. И в принципе, нет ничего страшного, если подобная скульптура возникнет в городском пространстве (невзирая на страх привития дурного вкуса горожанам). Но находится она должна на территории близкой к детским игровым зонам. И лучше, для тех же детей, если работа будет выполнена более профессионально».

Читайте также


Новости регионов


02.05.2024 11:51
История и закон
Смоленской областной Думе исполнилось 30 лет. Три десятилетия назад в истории Смоленщины произошло знаковое событие – 14 апреля 1994 года после проведённых в марте выборов депутаты первого созыва Смоленской областной Думы собрались на своё первое заседание. С тех пор состоялось более 350 заседаний и было принято более 4000 областных законов, по которым сейчас живёт регион.
02.05.2024 11:49
«Живая память  благодарных поколений»
В Смоленске дали старт международному благотворительному проекту. Сбор монет открыли в Штабе общественной поддержки Смоленской области, для этого здесь установили специальную колбу. В городе-­герое начали сбор советских монет – они станут основой для сплава памятника героям Великой Отечественной вой­ны. Тысячи монет, за каждой из них – люди со своей историей, потому что нет семьи, «где б ни памятен был свой герой». Основная
02.05.2024 11:47
Тесные связи
Смоленская область будет наращивать взаимодействие с Белоруссией.  Такими планами поделился губернатор Василий Анохин после визита в РБ. Глава региона побывал на ряде белорусских предприятий и почтил подвиг советских воинов-освободителей  в Витебске. Смоленский след в истории Василий Анохин познакомился с работой Оршанского льнокомбината. Это единственный в Республике Беларусь и самый крупный в странах СНГ и Европы
02.05.2024 11:45
Услуги в онлайн формате
Получение государственных и муниципальных услуг в электронном виде становится всё более популярным у смолян. Этому способствует повышение качества сервиса в зонах самообслуживания в МФЦ, а также развитие единого и регионального порталов Госуслуг. «Благодаря использованию онлайн сервиса жителям области в I квартале 2024 года было выдано 6704 документов, что почти в 11 раз больше, чем в прошлом году», – прокомментировал губернатор
02.05.2024 11:44
И тёплые трубы
В Смоленске в ближайшем будущем отремонтируют километры изношенных магистральных сетей, а также проведут реконструкцию генерирующего и теплосетевого оборудования. На эти цели АО «Квадра» готово направить более 570 млн рублей. Такие планы озвучила генеральный директор компании Ксения Сухотина, с которой провёл встречу губернатор Смоленской области Василий Анохин. В ходе встречи стороны обсудили планы по реализации совместных
02.05.2024 11:42
Для жизни и отдыха
Более 18 млрд рублей будет вложено в ближайшие годы на создание комфортной среды для жизни, работы и отдыха смолян. Это строительство и ремонт школ, детских садов, больниц, культурных и спортивных объектов, модернизация коммунальной системы, благоустройство общественных территорий и развитие общественного транспорта. Об этом сообщил губернатор Василий Анохин. По его словам, все работы и задачи в