Для чего нужна свобода

2018, 12 сентября 16:42 Деловые новости
Для чего нужна свобода

Депутат областной думы Виктор Гринкевич поздравил земляков с 17 сентября и рассказал, что мы упускаем в праздновании освобождения.

 

Не акции, а система

— Виктор Григорьевич, размах празднования освобождения Брянска говорит о новых подходах к формированию патриотизма, на это дело выделяется всё больше ресурсов. Но достаточно ли?

— Дело не в размере вложений, а в их направленности. Думаю, нам нужно менять подходы к воспроизводству героической памяти в новых поколениях. У нас сейчас другая молодёжь по своему восприятию действительности. Просто обходиться лозунгами и масштабными акциями не получится. Необходимо подумать о создании целостной системы.

— Разве нынешний размах патриотической работы — не система? Принимаются доктрины, постановления, реализуются программы, выделяются средства…

— Проверьте по базе «Консультант Плюс»: в советском законодательстве — с 1922-го по 1991-й, за 70 лет, слово «патриотизм» встречается 101 раз, а в российском менее чем за 30 лет — более полутора тысяч раз. Воспитание патриотизма советское законодательство упоминает 66 раз, российское — более тысячи раз. Впервые, кстати, воспитание патриотизма попало в законодательный акт только в 1968 году. До той поры воспитывать патриотизм через законы не считали необходимым. Так что я бы не стал измерять системность патриотического воспитания постановлениями и финансированием.

— В чём же должна быть системность?

— В последовательности, связью с реалиями текущего момента и деятельности. Раньше была преемственность: октябрёнок, пионер, комсомолец. Патриотизм воспитывался постепенно, но настойчиво и непрерывно. Да, ребёнок попадал в идеологические жернова, но параллельно формировались и его знания о прошлом, и отношение к истории.

Не хочу сказать, что всё было идеально, иначе СССР существовал бы до сих пор. Но системно заложенное в нас уважение к прошлому позволило нам проскочить период безвременья 90-х.

Причём дети пионерского возраста уже не просто несли идеи, но включались в деятельность, вдохновляемую этими идеями. Люди старшего поколения помнят, что пионеры были уже активными участниками общественной жизни: они помогали ветеранам, участвовали в общественно полезных делах. То есть идеология и ежедневная действительность не только не противоречили, но взаимодополняли друг друга. И выливались в конкретные полезные дела.

Молодёжь комсомольского возраста — это уже «серьёзные товарищи», «молодые строители коммунизма». Идеологические представления, ставшие частью их мировоззрения, позволяли активно включаться в созидательные процессы. С детства воспитанные на идеях служения народу, трудового героизма, комсомольцы и сами проявляли настоящий героизм в мирное время. Самый 
обычный стройотряд чаще всего превращался в боевую единицу экономики: молодёжь работала увлечённо, напряжённо. И, кстати, как в армии, стойко переносила тяготы и лишения — условия на стройках

Родины зачастую были спартанскими.

То есть существовала целая система, в которой были взаимоувязаны идеологические представления, текущие реалии, потребности и осмысленная полезная деятельность. Полезная, замечу, как обществу, так и самим её участникам. Сейчас, увы, практически ничего этого нет — и система развалилась не вместе с СССР, она перестала работать задолго до этого.

— А как же шествия, митинги, парады?

— Да, есть отдельные элементы, но это акции, это не система. Причём акции — даже самые хорошие, самые полезные — разрабатывают сейчас достаточно циничные люди — политтехнологи, которым всё равно, что продвигать — победу, политпартию или колбасу. Оттого нет внутреннего стержня, позволяющего объединить отдельные акции в живую систему, близкую и понятную людям.

Систему нужно выстраивать, кропотливо и обдуманно, используя нынешние успехи патриотического воспитания как опорные точки. И превращать некий «абстрактный» патриотизм в патриотизм деятельный, созидательный.

Победа — это свобода созидания

— Деятельный патриотизм? Незнакомый термин. О чём речь?

— Отбросьте идеологию, просто подумайте на бытовом, если хотите, уровне: мы все живём свободно в своей стране только потому, что кто-то отдал свою жизнь за нашу свободу. Если бы наши предки не отстояли нашу землю, то мы бы просто не жили. И День города — это День освобождения Брянска. Но освобождали-то его для того, чтобы своими силами строить свою жизнь!

Пришли враги на нашу землю, пришли, чтобы помешать нам жить так, как мы хотим — свободно, сыто, лучше день ото дня. Но чтобы жить лучше — мало освободиться. Получив свободу, надо трудиться, своими руками создавать свою жизнь.

17 сентября 1943 года Брянск был освобождён. Он лежал в руинах. Около половины области находилось ещё в оккупации. А 21 октября Брянский паровозостроительный завод, начал работу, в конце 1946 года из заводских ворот вышел первый паровоз. К этому времени в регионе уже действовало восстановленных 65 промышленных предприятий, в городе было отремонтировано три десятка километров водопровода, появилось около сорока водоразборных колонок. В июне 1945-го заработала первая очередь восстановленной брянской электростанции. Первый грейдер на Брянском заводе дорожных машин сделали в мае 1946-го.

Вот это — настоящее вставание с колен, вот это — тот самый деятельный патриотизм! Это понимание, что победа над врагом — не самоцель, врага нужно разгромить ради свободы — свободы жить и созидать.

Если ты любишь свою страну, то твоя деятельность должна способствовать процветанию, росту качества жизни. И не важно, чем именно ты занимаешься: всё, что бы ты ни делал, любой результат твоего труда — это маленький элемент общей картины. Созидание — это и есть формирование и сохранение Родины, это и есть любовь к Родине. Если любишь свою страну — приходи на свою работу и делай её с любовью. Каждый своим трудом укладывает кирпичик в фундамент нашего общего дома, в котором живёт сам, в котором жить наши детям и внукам.

— Логично. Но как-то в общественном сознании парады и память о войне не срастаются с повседневным трудом…

— С одной стороны, военный героизм проще увидеть сквозь годы, но, с другой стороны, деятельный патриотизм созидания ещё более нагляден. Брянск был полностью разрушен, а мы живём не на руинах, потому что после освобождения последовал тяжёлый, каждодневный труд. И мы живём в результатах этого труда, мы пользуемся ими ежедневно, мы развиваемся на фундаменте, заложенном нашими предками, которые знали, для чего нужна свобода.

— Понятно, что если мы хотим жить в богатой и красивой стране, нужно создавать её такой. Но… Но чаще люди ждут, чтобы это сделал кто-то другой — президент, губернатор: «Нам должны сделать хорошие дороги, нам должны отремонтировать крышу, нам должны… А мы будем сидеть и ждать!» Как переломить такое потребительское мировоззрение?

— Восстанавливать страну после войны помогала эйфория победы — эмоциональный порыв освобождения, но не только. Люди видели результаты своего труда — жизнь день ото дня улучшалась. Вернувшиеся в освобождённый Брянск ютились в холодных и сырых землянках. Затем переезжали в новые дома. Это было наглядно. И в те времена не нужно было писать постановления о патриотическом воспитании, потому что связь между любовью к Родине, трудом и собственной жизнью была очевидна, ощутима.

Сейчас же, когда сбиты ориентиры, нужно возвращаться к деятельному патриотизму. Повторю — отдельные акции, какими бы грандиозными и яркими они ни были, не помогут в этом. Думаю, нужно возвращать понимание, что Победа — это освобождение от врага, который хотел помешать строить нашу жизнь. Свобода — это свобода созидать. Нужно вспоминать не только героев войны, но и замечательных людей, которые не меньше героизма проявили на трудовом фронте. Нужно чаще задумываться о том, что добросовестный, честный, упорный труд нужен всё время, а не только во время войны. Нужно работать от души, на совесть — для себя и своих потомков. Если, конечно, мы хотим жить хорошо, хотим жить в сильной, красивой, комфортной, счастливой стране.

 

Читайте также


Новости регионов


02.02.2023 14:11
МЖД улучшила экологические показатели по итогам 2022 года благодаря модернизации объектов инженерной инфраструктуры
На Московской железной дороге реализуется ряд проектов для минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Так, в 2022 году сброс недоочищенных стоков по полигону Московской железной дороги снизился на 22,3%. Таких показателей удалось достичь за счет вывода на проектную мощность реконструированных очистных сооружений на станции Смоленск-Сортировочный. Кроме того, в настоящее время завершается реконструкция промышленно-ливневых очистных сооружений
01.02.2023 14:53
В фокусе особого внимания
Финансовое состояние крупнейшей управляющей компании Смоленска — «Жилищник» и внешний вид знакового спортивного объекта — стадиона «Спартак» — стали главными темами рабочей встречи, которую губернатор Алексей Островский провёл с главой города Андреем Борисовым. По итогам обсуждения глава региона дал несколько поручений. Неплатежи довели до суда Напомним, что в настоящее время УК «Жилищник» обслуживает свыше полутора
01.02.2023 14:51
С внеплановой проверкой
На прошлой неделе губернатор Алексей Островский побывал с рабочей поездкой в Вяземском районе, в ходе которой в очередной раз внепланово проинспектировал темпы строительства Фроловского моста через реку Вязьму. Визит состоялся без предварительного информирования руководства муниципалитета —  глава района Инна Демидова была оперативно вызвана на объект. «Исходя из доклада руководителя профильного департамента, заслушанного мною несколькими днями
01.02.2023 14:50
Каждое обращение будет рассмотрено
В Смоленске откроют Центр поддержки участников СВО и членов их семей.  В Смоленске продолжается работа, направленная на организацию Центра поддержки участников СВО и членов их семей. Он начнёт функционировать в начале февраля на ул. Пригородной. Подробно формат будущей деятельности регионального учреждения губернатор Алексей Островский обсудил с руководителем Центра Еленой Петровой. Курировать буду лично «Базовая задача
27.01.2023 14:08
Работники столичной магистрали рассказали юным смолянам о правилах безопасного поведения на железной дороге
Около 40 воспитанников детского сада № 86 «Сударушка» г. Смоленска приняли участие в профилактическом мероприятии, которое провели для них железнодорожники. Сотрудники МЖД в игровой форме рассказали дошкольникам об основах безопасного поведения на железной дороге, показали детям познавательные тематические мультфильмы, познакомили с железнодорожными профессиями. А затем ответили на вопросы, которые ребята активно задавали. В завершение встречи