Город, в который влюблён
Окончание ремонта на большей части набережной наглядно показало, как соскучились Брянцы по красивым местам для прогулок. Каждый день здесь невероятное количество взрослых и детей.
О том, как областной центр будет меняться дальше, мы поговорили с главой города Александром Хлиманковым.
А трава вырастет
— Александр Анатольевич, Славянская площадь, она же набережная, безусловно, стала лучше. Но требовательный дизайнерский взгляд найдёт там массу стилистических огрехов. Почему нельзя было придерживаться единого стиля?
— Вспомните, сколько лет мы мечтали о ремонте набережной, как долго искали инвесторов и в каком печальном состоянии она оставалась все эти годы. Это очень крупный и сложный объект. Единое финансирование на ремонт найти было невозможно. Поэтому пришлось дробить площадь, Семёновский сквер и набережную на отдельные объекты ремонта. Их финансировали из разных бюджетов. Но самое важное, что на каждом этапе проходил конкурс архитектурных проектов с привлечением горожан, с работой профильных комиссий. Это крайне сложный процесс, поскольку прийти к единому мнению в вопросах эстетики и функциональности крайне сложно. Да, участки отличаются друг от друга по стилю, но лично я не вижу слишком уж большой дисгармонии. Возможно, благодаря эклектике каждый посетитель этого места сможет выбрать свой особенный уголок.
В этом году мы планируем ремонт последнего участка — за концертным залом «Дружба» он будет выдержан в том же стиле, что и площадь, на которой недавно установили памятник святым равноапостольным просветителям Кириллу и Мефодию.
— К слову, о красоте и функциональности. Первое же массовое мероприятие — трансляция игр чемпионата мира по футболу оставило после себя вытоптанные газоны…
— Да, много было разговоров на эту тему. Но разве трава на газонах существует не для того, чтобы можно было по ней ходить, сидеть, играть? Другое дело — клумбы и оборудование. Я всё равно доверяю нашим жителям в умении разделять, где можно наслаждаться видом, а где устроиться на газоне. Ведь мы проводим благоустройство ради людей, а не ради самого благоустройства. Город — не музей, мы намеренно опустили газоны на набережной вровень с тротуаром, там даже не везде бордюр есть. Пусть взрослые и дети наслаждаются. Помните, как там раньше всё это было организовано? Поднято почти на метр в высоту, чтобы не вытоптали. Так не должно быть.
Я обратил внимание на другое: несмотря на весь накал игр, в которых сборная России одерживала блестящие победы, брянцы в ходе трансляций вели себя очень достойно. Были, не скрою, несколько неприятных последствий и опасения за новый огромный экран, стоимость которого немалая. Но всё прошло, повторюсь, достойно. Экран — собственность филармонии, сейчас обсуждаем возможность проведения других, не только спортивных, трансляций. Такие акции вдохновляют, сближают людей. А трава вырастет.
Это навсегда
— Брянск всегда выделялся на фоне других городов именно обилием нетронутых природных участков, необычным ландшафтом — оврагами и холмами, но сегодня те же Судки, местом отдыха никак не назовёшь…
— Процесс уборки Судков, которые, напомню, являются памятником природы, идёт не так быстро, как хотелось бы и как мы рассчитывали. Уклон склонов таков, что от идеи привлечь добровольцев мы сразу отказались. Там могут работать только профессиональные альпинисты из городского отряда спасения со специальным оборудованием. Есть места, которые так захламлены, что придётся привлекать тяжёлую технику. Сложным оказался проект: Судки никогда не убирали. Но мы рук не опускаем и от идеи не отказываемся. Постепенно очистим их, а тогда уже будем думать о благоустройстве. Вынесем предложения на обсуждение, и горожане решат, будут ли там дорожки для терренкура, дендрарий или более благоустроенные зоны отдыха.
— А ещё одна наша природная достопримечательность — Десна, которая течёт через весь город. Только она обмелела, да и за кустами её не видно. Река есть в планах?
— Ещё в ходе благоустройства набережной часть берега Десны очистили от диких зарослей, берег
отсыпали щебнем, открылся красивый вид на реку. Но это самое начало. Конечно, мы и дальше будем расчищать берега, пока остановимся на участке от понтонного моста на набережной до «Чёрного», что ведёт в Фокинский район.
Скажу больше, мы прошли через долгий и мучительный процесс, но всё же получили лицензию на проведение работ земснаряда. На том же участке очистим русло реки, углубим её. В перспективе здесь могут построить лодочную станцию, экскурсионный теплоход начнёт курсировать. Песок, который намоет земснаряд, очень пригодится при строительстве дамбы для новой объездной дороги из Фокинского в Володарский район.
Но в перспективе реку нужно чистить от Литейного моста до Свенского монастыря. И горожане, и руководители города должны понимать, что, начав этот процесс, его уже нельзя останавливать, даже завершив очистку Судков или Десны, новое состояние придётся активно поддерживать, иначе бессмысленно тратить столько сил. Благоустройство — это навсегда.
Живой процесс
— Ещё город — это конечно же архитектура, исторические здания и новые застройки, которые уж как минимум не должны уродовать Брянск. Руководство считает так же?
— Знаете, в каждой сфере, какой ни коснись, есть и проблемы, и уже сформировавшиеся, часто не самые лучшие традиции. По моим ощущениям, многие предприниматели успели усвоить, что для них в городе такая вольница — как считают выгодным для себя, так и делают. Больше такого не будет. Вот недавний скандал — киоск шаурмы на набережной, про которую мы только что говорили. Я всё понимаю, всем хочется зарабатывать, кормить свои семьи. Но должен же быть какой-то предел! Столько сил, столько средств вложено в реконструкцию лестницы, Славянской площади, и тут в самом центре возникает этот, мягко говоря, сомнительный артобъект. Нужно же уважать и чужой труд, и право горожан на эстетику… Мы пытались объяснить это владельцу по-хорошему, но он считаться ни с кем не захотел, нарушая взятые на себя обязательства. Благо теперь местное законодательство наделило нас правом в этих случаях сносить подобные объекты силами муниципалитета. И мы будем использовать это право.
То же самое и в сфере точечной застройки, ещё недавно предприниматель имел право купить крошечный участок земли и построить на нём «свечку» практически по периметру. Ни игровых площадок, ни парковок, ни других элементов жилых застроек. Благодаря новому градостроительному плану и ужесточённым нормам такого тоже больше не будет. Например, на улице Советской мы ограничили новую застройку девятью этажами. Думаете, бизнес отнёсся с пониманием? Нет. Один застройщик судится, потому что он хочет семнадцать этажей и ему не интересно, где люди будут ставить свои автомобили и как такое количество новых жильцов отразится на транспортной загруженности центра. Градостроительный кодекс не мёртвый документ, он меняется, нормы ужесточаются, соответственно и мы можем корректировать местные постановления по новым правилам, думаю, постепенно ситуация вернётся в разумное русло.
— А как же исторические постройки на том же бульваре Гагарина? Помимо горечи утраты памятников архитектуры, мы не можем игнорировать тот факт, что портят вид они не меньше киосков с шаурмой… Что ещё должно произойти, чтобы дома привели в порядок?
— Будем откровенны. Бюджет в ближайшее время не увеличится настолько, чтобы муниципалитет смог сделать это своими силами. Нужны инвесторы. Конкурсное задание на аренду этих зданий существует уже давно. На мой взгляд, это очень хорошее предложение — на семь лет мы предлагаем взять исторические дома в аренду за символическую плату в 1 рубль в год. По истечении этого времени арендатор имеет право получить здание в собственность и использовать его по своему усмотрению. Но при этом он обязан восстановить и поддерживать фасад в его первоначальном виде. Такая практика успешно работает во многих городах, но почему-то не у нас. Нашлись только два инвестора, которые взяли в аренду одно здание на бульваре Гагарина и бывшую канатную фабрику возле автовокзала. Мы со многими предпринимателями лично общались на эту тему. Нет больше желающих, но надеюсь, что и это изменится.
Дороги и то, что на них
— Кстати, практически никто не верил, что удастся изменить транспортную ситуацию с засильем маршруток, а она изменилась, будут новые автобусы, троллейбусы, маршруты?
— В своё время частные перевозчики, без преувеличения, спасли ситуацию в городе. Но сейчас уже они, точнее их количество, стало проблемой. Появление современных автобусов повлияло на ситуацию, я согласен. Это и рост цен на проезд сдерживает, и пассажиропоток меняет. Всё больше людей понимают, что муниципальный транспорт удобнее и безопаснее: машины проходят регулярный технический, а водители медицинский контроль. Есть расписание, отрабатывается маршрутная сеть, скоро придёт очередная партия автобусов, и они начнут курсировать на новом направлении.
Мы не откажемся от троллейбусов, для экологии они безопаснее, хотя в эксплуатации дороже автобусов. Но троллейбусное управление также получит поддержку. Для города муниципальный транспорт и единый проездной — это оптимальное решение по разгрузке дорог. Мы работаем над этим тоже, надеемся на понимание: одномоментно накопленные десятилетиями трудности не преодолеть.
— И транспорт новый, и дороги ремонтируют, но вода на городских улицах всё также копится после каждого дождя…
— Ливневая канализация — это отдельная болевая точка. На самом деле её строительство обходится дороже, чем строительство самой дороги. Нужна спецтехника и лицензии, которые есть не у каждой компании. И, если честно, подрядчики очень неохотно берутся за такие госзаказы. Например, на Московском проспекте, там, где ливнёвку уже сделали, трубы пришлось укладывать на глубине до восьми метров. Представляете, какие это временные и трудозатраты, не говоря уже о количестве прочих коммуникаций, которые там закопаны и которые нужно обойти, не повредив?
Но проекты есть. Ливнёвка на новой обьездной дороге в Пятом микрорайоне уже полностью решила проблему с дождевой водой, планируем аналогичные работы в микрорайоне возле переулка Пилотов, там всегда люди жалуются, в Бежице актуальна эта проблема.
Если честно, я люблю город Брянск, хотя родился и вырос не здесь. Сначала он показался мне по сравнению с родным Смоленском очень провинциальным. Но спустя годы я вижу, что Брянск меняется к лучшему, в то время как Смоленск застыл и практически не развивается. Сегодня я влюблён в наш город и очень хочу, чтобы каждый его житель был тоже в него влюблён. Пока я руковожу Брянском, есть желание сделать как можно больше. Но в таких делах крайне важна поддержка. Мы привыкли за годы экономических трудностей видеть только плохое, критиковать и жаловаться. Общественное мнение меняется сложно, но менять его нужно. Если перемены начнут замечать и поддерживать, город станет меняться легче и быстрее.
КСТАТИ
Продолжится реконструкция и возле Кургана Бессмертия. Нынешнее руководство отказалось от проекта прежней власти, которое подразумевает полное загромождение пространства малыми архитектурными элементами. Площадь Воинской славы сохранят свободной, но сделают здесь современное освещение.
Планируется благоустройство и асфальтирование дорог в парке 1000-летия Брянска. Проезд автомобилей в «Соловьях» обещают полностью ликвидировать. А вот чтобы здесь появился современный парк аттракционов, нужен инвестор.