О новых правилах размещения рекламы в сети Интернет
С 1 сентября 2022 года вступили в силу изменения в Закон о рекламе — появилась статья 18.1 в Федеральный закон №38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе», касающаяся вопросов учета рекламы в сети Интернет.
В основном, нормы статьи 18.1 Закона о рекламе касаются компетенции Роскомнадзора.
Антимонопольные органы затрагивают части 16 и 17 статьи 18.1 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 16 статьи 18. 1 ФЗ «О рекламе» реклама, распространяемая в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением рекламы, размещенной в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должна содержать пометку «реклама», а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.
В соответствии с частью 17 статьи 18. 1 ФЗ «О рекламе» распространение рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» допускается при условии присвоения оператором рекламных данных соответствующей рекламе идентификатора рекламы, который представляет собой уникальное цифровое обозначение, предназначенное для обеспечения прослеживаемости распространенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламы и учета информации о такой рекламе. Требования к идентификатору рекламы, его содержанию, порядок и сроки его присвоения, размещения при распространении рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», хранения и предоставления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, устанавливаются указанным федеральным органом исполнительной власти.
То есть, в рекламе в сети Интернет должна быть пометка «реклама» и сведения о рекламодателе и его сайте, а также должен быть идентификатор рекламы, представляющий собой уникальный набор цифр, с помощью которого Роскомнадзор будет осуществлять ее прослеживание и учет.
Таким образом, перед тем как распространить интернет-рекламу, отдельные категории рекламодателей, а также рекламораспространители и операторы рекламных систем, должны обратиться в специальную организацию — к оператору рекламных данных (ОРД). Операторов отбирает комиссия при Роскомнадзоре.
ОРД присваивает рекламе идентификатор, чтобы обеспечить ее прослеживаемость. После его получения рекламу можно распространять. Как будет присваиваться идентификатор, должен установить Роскомнадзор.
Таким образом, нововведение предусматривает порядок передачи сведений о рекламе от различных участников процесса в специальную информационную систему. Все участники рынка будут обязаны передавать данные о размещаемых в сети рекламных материалах, а также ставить пометки.
Информацию о рекламе, распространяемой в интернете, нужно будет передавать в Управление Роскомнадзор. Сделать это можно будет через оператора рекламных данных. Также на оператора возложена обязанность по присвоению идентификаторов рекламы.
Отбор ОРД запланирован на октябрь 2022 года.
Информацию о рекламе обязаны передавать рекламораспространители, операторы рекламных систем, владельцы соцсетей, аудиовизуальных сервисов, новостных агрегаторов, организаторы распространения информации в интернете.
Эта же обязанность есть у рекламодателей, но есть исключение: рекламодатель передал (непосредственно или через уполномоченное лицо) обязанность рекламораспространителю либо оператору рекламной системы. Рекламодатель при этом должен обладать исключительным правом на объект рекламирования и (или) быть изготовителем или продавцом рекламируемого товара.
Срок направления информации оператору рекламных данных пока нормативно не закреплен, но есть проект правительственных поправок. Он предусматривает передачу информации через 20 календарных дней после распространения рекламы.
В связи с тем, что это огромная, сложная и абсолютно новая информационная система, то в течение первых полугода за нарушение порядка загрузки сведений в систему привлекать к ответственности не будут. Первые месяцы, по сути будет происходить становление этой системы, определение ее проблем.
В последствии ответственность за нарушение указанных требований несет рекламораспространитель в соответствии со статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.