Федеральный закон «О рекламе» относительно объявлений на Avito.ru: реклама или нет?

2020, 04 декабря 11:13 Колонка УФАС

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области часто поступают вопросы о разъяснении некоторых положений Федерального закона «О рекламе» относительно объявлений на Avito.ru: реклама или нет?

На вопросы ответила заместитель руководителя-начальник отдела естественных монополий и рекламы Наталья Александровна Новикова.

В Брянское УФАС России участились жалобы на информацию (объявления), размещенную на сайте www.avito.ru, которая, по мнению заявителей, распространяется с нарушением положений Федерального закона «О рекламе» №38-ФЗ.

Управление обращает внимание, что не любая информация может быть признана рекламой и, соответственно, регламентироваться данным Федеральным законом.
Напомним, что согласно рекламному законодательству, рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование интереса к нему и его продвижение на рынке.
В то же время, пунктом 3 части 2 статьи 2 закона «О рекламе» установлено, что его нормы не распространяются на справочно-информационные и аналитические материалы, не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке.
Ввиду того, что сайт www.avito.ru содержит одинаковый набор сведений об организациях, сгруппированный по определенным рубрикам, с целью извещения потребителей о существовании того или иного хозяйствующего субъекта, осуществляющего определенный вид деятельности, он признается справочно-каталожным изданием.
При размещении краткой информации в подобных изданиях, такая задача, стоящая перед рекламой, как формирование и поддержание интереса к конкретному юридическому лицу и его товару (услуге), не выполняется, так как она размещена среди таких же (однородных) сведений и не позволяет выделить какое-либо одно лицо, товар и сформировать к нему интерес.
Таким образом, сведения о товарах (услугах), представленные на рассматриваемом Интернет-ресурсе, предназначены для информирования его посетителей о возможности и условиях их приобретения. Соответственно, на такую информацию положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются.

Также, поступает много вопросов о навязчивой рекламе в ВАЦАП и как ее прекратить.
В ФЗ «О рекламе» определяет, что распространение рекламы по сетям электросвязи (телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи), допускается только при условии предварительного согласия абонента на получение рекламы. Таким образом, реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.
На рекламу, распространяемую с использованием приложений WhatsApp Messenger, Viber и др., также распространяются вышеуказанные требования Закона.
В случае выявления нарушений ФЗ «О рекламе» — антимонопольный орган привлекают виновных лиц к ответственности (рекламораспространитель).
Вместе с тем само по себе распространение рекламы с использованием приложений WhatsApp Messenger, Viber и иных приложений, передающих и принимающих информацию с использованием сетей электросвязи, не является основанием для признания разработчиков указанного программного обеспечения (например, WhatsApp Inc., Viber Media S.a r.l.) рекламораспространителями.

Читайте также


Новости регионов


13.01.2022 12:34
Погрузка на железной дороге в Смоленской области составила более 2,8 млн тонн в 2021 году
В 2021 году погрузка на сети ОАО «РЖД» в Смоленской области составила более 2,8 млн тонн, что на 9,6% ниже показателей 2020 года. За 2021 год погружено: — химических и минеральных удобрений – 1,9 млн тонн (+0,3% к 2020 году); — черных металлов – 147 тыс. тонн (+45,5%); — лома черных металлов – 134 тыс.