Неделя конкуренции в России
24 по 27 сентября в городе Сочи прошло ежегодное международное мероприятие «Неделя конкуренции в России». На странице колонки УФАС мы сегодня осветим интересные моменты выступлений на заседаниях Коллегии участников конференции.
Об антимонопольной и тарифной политике, синергии этих функций, международном взаимодействии и Национальном плане развития конкуренции рассказал руководитель Федеральной антимонопольной службы в ходе пленарного заседания ведомственной Коллегии.
С основным докладом выступил руководитель ФАС России Игорь Артемьев. Он рассказал о реализации конкурентной политики, стимулом к развитию которой стал Указ Президента №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», вступивший в силу 21 декабря 2017 года. Указом утверждены Национальный план развития конкуренции в стране на 2018-2020 гг. и дорожная карта развития конкуренции в различных отраслях экономики.
«Это фундаментальный Указ, который обеспечит стабильность нашей стране и благополучие гражданам. Наряду с четырьмя антимонопольными пакетами, изменившими законодательство, Указ стал важнейшим программным документом, который поможет нам сделать большой шаг вперёд», — подчеркнул Игорь Артемьев.
Среди сохраняющихся проблем развития конкуренции глава ФАС России назвал высокую степень государственного участия в экономике, картелизацию, незначительную долю малого бизнеса и системные проблемы обеспечения равного доступа к закупкам и государственным ресурсам. Решение, в том числе этих вопросов, является целью Национального плана развития конкуренции.
Он также рассказал о реализации тарифного регулирования в России: «Мы проводим нашу тарифную политику с позиции антимонопольного органа и принципа защиты потребителя. Мы индексируем тарифы только по принципу «инфляция минус», то есть тариф каждый год уменьшается, и компании должны работать над своими издержками».
Представители ФАС России обсудили с участниками Всероссийской научно-практической конференции «Стратегия развития конкуренции в России: опыт регионов» механизмы развития конкуренции на конкретных региональных и муниципальных рынках
Заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский, открывая секцию, подробно остановился на целях и задачах развития конкуренции в субъектах Российской Федерации.
«Мы не сторонники того, чтобы государство уходило из всех сфер экономики, поскольку оно несет на себе определенные социальные обязательства. Однако, если на рынках работают исключительно унитарные предприятия, то его издержки и долги негативно отражаются на бюджете, что является прямым сигналом для развития конкуренции на этом рынке и привлечения на него частного сектора», — отметил он.
В соответствии с Указом Президента № 618 и поручениями по итогам Госсовета регионам надлежит определить ключевые рынки для развития конкуренции и внедрить институт антимонопольного комплаенса в работе органов власти.
Сегодня ФАС России согласована методика по расчету ключевых показателей развития конкуренции в отраслях экономики субъектов. Он уточнил, что в рамках подготовки методических рекомендаций ФАС России провела совещания с заинтересованными отраслевыми ведомствами.
Также подготовлены рекомендации по утверждению «дорожных карт», актуализации действующих и формировании одной или нескольких «дорожных карт» по отраслям или группам отраслей.
«Ряд регионов уже достиг хороших показателей развития конкуренции на различных рынках, но это не повод останавливаться. Этот результат необходимо закрепить. Такие меры должны быть закреплены в «дорожной карте. В настоящий момент мы рассматриваем варианты внедрения показателей, позволяющие оценивать изменения на успешных рынках для конечных потребителей, их удовлетворенность услугами. Возможно, бюджетное финансирование субъекта будет связано и прямо пропорционально такому критерию. Мы прорабатываем разные варианты стимулирования регионов исполнять планы не только «на бумаге», т.к. это никому не нужно», — добавил замглавы ФАС России.
Начальник Управления регулирования в сфере ЖКХ Алексей Матюхин выступил с докладом, посвященным ключевым показателям развития конкуренции в жилищно-коммунальном хозяйстве. Он отметил, что Указ содержит показатели, конкретные цифры и сроки в области ЖКХ, которых предстоит добиться.
Привлечение малого и среднего бизнеса в отрасль позволит снизить плату за услуги управляющих компаний. Также как и в сфере благоустройства окружающей среды могут работать не только унитарные предприятия
«У унитарных предприятий колоссальное количество долгов и они пытаются за счет увеличения тарифов справиться с ними, обязав граждан платить за них. Разработан законопроект о запрете создания государственных и муниципальных предприятий. К 2020 году они должны быть ликвидированы, исключения предусмотрены только для сферы обороны и безопасности. Законопроект внесен на рассмотрение в Государственную Думу», — подчеркнул он.
В рамках секции «Комплаенс органов власти. Основные нарушения и риски органов власти» начальник Правового управления ФАС России Артем Молчанов представил доклад, в котором отметил, что зачастую нарушения антимонопольного законодательства со стороны органов власти не свойственны другим государствам и экономикам.
«К примеру, в Швеции нет ни одного подобного дела в отношении органа власти. Тогда как в России было в 2016 году выдано более 3,4 тысяч предупреждений и заведено свыше 1,3 тысячи антимонопольных дел. В 2017 году – почти 3 тысячи предупреждений и 1260 дел», — подчеркнул он.
«Безусловно, внедрение системы комплаенса в работе органов власти не панацея, однако может стать мерой предупреждения непреднамеренного совершения нарушения», — заключил Артем Молчанов.