«О водоснабжении и водоотведении»
В Брянское УФАС России поступил вопрос о том, если осуществляется поставка ресурса водоснабжения ненадлежащего качества, является ли это основанием для перерасчета его оплаты.
Новикова Наталья Александровна, заместитель руководителя Брянского УФАС России дала разъяснение по данному вопросу.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — ФЗ «О водоснабжении и водоотведении») организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения (часть 4 статьи 23 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» организации, осуществляющие холодное водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии с пунктом 103 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила №354) если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Согласно пункту 98 Правил №354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Жители многоквартирных домов должны обратиться в ресурсоснабжающую организацию о перерасчете платы в связи с поставкой в определенный период питьевой воды ненадлежащего качества.
Несоответствующее качество должно быть установлено санитарно-эпидемиологическим требованиям по физико- и микробиологическим показателям, на основании проведенных лабораторных исследований (испытаний).
Отказ ресурсоснабжающей организации в осуществлении жителям перерасчета платы за поставку питьевой воды ненадлежащего качества является неправомерным, ущемляет права неопределенного круга потребителей и является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, так как игнорирование требований законодательства позволяет организации укреплять свое положение на товарном рынке, а также получать необоснованные преимущества, поскольку, предоставляя ресурс ненадлежащего качества и при этом не осуществляя перерасчет, предприятие имеет необоснованную возможность получать с потребителя денежные средства за поставляемый ресурс в полном объеме (без учета его качества), в то время как законодательством предусмотрены соответствующие требования к параметрам качества ресурса.