Реклама медицинских услуг и методов лечения. В чем разница?
В адрес Брянского УФАС России часто поступают вопросы по поводу различия понятий реклама медицинских услуг и реклама методов лечения. Какие требования установлены к рекламе медицинских услуг, методов лечения и в чем их отличие ответит заместитель руководителя – начальник отдела естественных монополий и рекламы Новикова Наталья Александровна.
Требования к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины установлены статьей 24 Федерального закона «О рекламе».
Положения указанной статьи Федерального закона «О рекламе» содержат как специальные требования к способам и формам распространения такой рекламы, так и к содержанию такой рекламы.
При этом часть 3 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» устанавливает, что реклама медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации не должна:
— содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;
— содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;
— создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;
— содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья.
При этом необходимо разграничивать рекламу медицинских услуг и рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.
Так, часть 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» обязывает сопровождать рекламу лекарственных препаратов, медицинских услуг предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Перечень медицинских услуг определен Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н.
При этом указание в рекламе способов воздействия на организм человека, полностью совпадающих с наименованием медицинских услуг, содержащихся в Номенклатуре, позволяет квалифицировать такую рекламу в качестве рекламы медицинских услуг.
Если же в рекламе присутствует иная информация, позволяющая выделить иные объекты рекламирования, в том числе если реклама раскрывает содержание того или иного метода профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, то реклама подпадает под запрет, установленный частью 8 статьи 24 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
При этом обращаем внимание, что требования части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» распространяются на рекламу всех без исключения методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.
По мнению специалистов ФАС России, под методами профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации понимаются способы, приемы проведения профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации.
Так, например стоматологические услуги, согласно Номенклатуре являются медицинскими услугами, в то время как ультразвуковая чистка зубов относится к методам профилактики и лечения стоматологических заболеваний. Или реклама УЗИ является медицинской услугой, а указание УЗИ с раскрытием преимуществ данного метода и его эффективности является конкретным методом диагностики и лечения.
Также необходимо отметить, что ограничения части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» установлены и для рекламы медицинских изделий, но не для всех, а только для тех, для использования которых требуется специальная подготовка.
По смыслу Федерального закона «О рекламе» следует, что под лицами, имеющими специальную подготовку, подразумеваются специалисты, имеющие медицинское или фармацевтическое образование, при этом уровень данного образования (высшее или среднее специальное) не имеет существенного значения.
За нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок установлена административная ответственность ч. 5 ст. 14.3 Кодекса об административных правонарушениях и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.