В адрес Брянского УФАС России на прошедшей неделе поступил вопрос о нарушении законодательства о рекламе.
Так, читателей интересует, как правильно в рекламе зрелищных мероприятий поставить знак информационной продукции определяющий возрастную категорию зрителей. Заместитель руководителя ‒ начальник отдела естественных монополий и рекламы Брянского УФАС России Наталья Александровна Новикова дала разъяснения по сути каждого вопроса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания категории данной информационной продукции.
Необходимо отметить, что указанное требование части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» распространяется исключительно на рекламу информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите детей от информации, но не на рекламу иных товаров или услуг.
Под информационной продукцией согласно статье 2 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» понимаются предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи
Соответственно, требование об указании в рекламе категории информационной продукции не распространяется на рекламу товаров, не подпадающих под понятие информационной продукции.
При этом понятие зрелищного мероприятия содержится в пункте 3 статьи 2 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в соответствии с которым зрелищное мероприятие — это демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.
Следует иметь в виду, что указанный в данном понятии перечень мероприятий, относящихся к зрелищным мероприятиям, не является исчерпывающим.
Вместе с тем отнесение информации к рекламе зрелищных мероприятий осуществляется в каждом конкретном случае, исходя из содержания такой информации и всех обстоятельств ее размещения.
Таким образом, при возникновении сомнений в части отнесения информационной продукции к той или иной возрастной категории рекомендуем с указанным вопросом в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
При этом в силу части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение части 10.1 статьи 5 данного Закона несет рекламораспространитель.
В арбитражном суде Брянской области в 2019 году рассматривалось дело о привлечении ООО «ПродМир» к административной ответственности за нарушение требований при размещении рекламы.
Так, в сентябре 2018 года в супермаркете «Мираторг», расположенном по адресу: Брянская область, Выгоничский район, вблизи д. Хмелево, сотрудниками Брянского УФАС России обнаружен рекламный журнал «Мираторг супермаркет», в котором размещена реклама о проведении 8 сентября 2018 г. массового зрелищного мероприятия «Русское родео 2018», место проведения: ферма «Леденево» Брянская область, фестиваль под открытом небом.
Усмотрев в действиях ООО «ПродМир» признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, выразившегося в распространении рекламы не соответствующей требованиям части 10.1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» Управление привлекло Общество к административной ответственности, в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 руб. Не согласившись с постановлением административного органа, Общество обратилось в арбитражный суд.
Арбитражный суд Брянской области поддержал позицию антимонопольного органа, снизив сумму штрафа до 50 000 рублей.