В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области часто поступают вопросы по рекламе поступающей абоненту по телефонной связи.

2020, 10 июля 12:00 Колонка УФАС
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области часто поступают вопросы по рекламе поступающей абоненту  по телефонной связи.

На вопросы ответила заместитель руководителя-начальник отдела естественных монополий и рекламы Наталья Александровна Новикова.

Для целей выявления нарушения требования Федерального закона «О рекламе» антимонопольным органам необходимо установить факт того, что: — в ходе осуществления звонка абоненту или направления ему сообщения использовались средства выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматическое дозванивание и автоматическая рассылка); — осуществление такого звонка абоненту или направление ему такого сообщения осуществлялось для распространения рекламы.

Вместе с тем для целей реализации ФАС России возложенных на него полномочий, антимонопольный орган должен обладать документами и доказательствами, необходимыми для принятия обоснованного решения. Так, запись телефонного разговора, предоставленная абонентом антимонопольному органу, содержащая в начале такого разговора воспроизведенный абоненту заранее записанный аудиофрагмент, представляющий собой последовательность звуков и/или речь человека (автоматизированная запись), позволяет сделать вывод о том, что в ходе осуществления такого звонка абоненту использовались средства выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматическое дозванивание). Такие обстоятельства могут рассматриваться антимонопольным  органом как нарушение рекламораспространителем требований части 2 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

Частью 2 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» установлен запрет на использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

 В случае поступления в адрес абонента USSD-сообщений, содержащих рекламу, в ответ на отправку таким абонентом USSD-запроса баланса, антимонопольным органам целесообразно принять во внимание следующее. USSD (Unstructured Supplementary Service Data) — представляет собой технологию в сетях электросвязи (сетях GSM), которая обеспечивает обмен информацией между мобильным устройством абонента и программно-аппаратным комплексом (сервисным приложением) оператора связи в режиме реального времени. Для инициализации обмена информацией посредством сервиса USSD абонент отправляет со своего мобильного устройства специальный сервисный код (USSD-запрос), например, код запроса баланса, в ответ на который программноаппаратный комплекс оператора связи в автоматическом режиме, то есть без участия человека, направляет абоненту сообщение с определенной оператором связи информацией, например, содержащей сведения о балансе абонента.

При этом необходимо отметить наличие решения Федерального арбитражного суда Уральского округа от 03.08.2012 № Ф09-5620/12 по делу № А76-12598/2011, в котором указано, что фактически применяемый обществом порядок рассылки рекламного сообщения заключался в следующем: формирование перечня критериев, которым должны соответствовать абоненты для получения рекламного сообщения; введение таких критериев в USSD-сервис, отвечающий также за автоматическое предоставление информации о состоянии счета абонентов; передача рекламного сообщения отвечающему указанным критериям абоненту, осуществившему запрос о состоянии своего счета посредством USSD-сервиса путем набора определенной комбинации знаков (формирование ответа абоненту USSD-сервисом производится на основании данных об абоненте, полученных от биллинговой системы и программы ). Участие работников заявителя в распространении рекламы ограничилось лишь формированием критериев, которым должен соответствовать абонент для получения рекламной информации. Дальнейшая рассылка сообщений осуществлялась автоматическим способом (без участия человека) с использованием программного обеспечения USSD-сервиса. При этом, привязку такой рассылки к действиям самого абонента, обращающегося к услуге USSD-сервиса с целью получения информации о состоянии своего счета, нельзя признать обоснованной, поскольку такие действия абонента не могут расцениваться в качестве участия человека в размещении рекламы подобным способом, а также как явное согласие абонента на получение рекламы.

Читайте также


Новости регионов


10.04.2024 12:23
Поддержка стала крепче
Смоляне продолжают заключать соцконтракты. С 1 апреля 2024 года увеличен размер социального контракта. На открытие собственного дела можно получить до 700 тысяч руб­лей, на развитие личного подсобного хозяйства – до 550 тысяч руб­лей. В Смоленской области продолжаются встречи с жителями, на которых представители законодательной и исполнительной власти подробно рассказывают о возможностях и условиях получения господдержки. Новые возможности Социальный контракт – мера государственной поддержки, инициированная Президентом России Владимиром Путиным. Она решает
10.04.2024 12:21
Испить чистой воды
Как в регионе реконструируют сети водоснабжения. В Смоленской области продолжают решать сложную, но такую важную задачу – обеспечение населения качественной питьевой водой. В 2024 году доступ к ней получат ещё 52 тысячи смолян – жители разных уголков региона. Для этого планируют ввести в эксплуатацию пять объектов водоснабжения. Очистить и умягчить Один из них – Верхне-Ясенный водозабор в областном центре. Его масштабную модернизацию
10.04.2024 12:20
К станку!
В Смоленской области создадут еще один образовательный кластер. Напомним, что ранее стало известно о запуске таких проектов в сфере подготовки кадров для медицины и строительной отрасли. В начале апреля в регионе приступили к созданию образовательно-производственного кластера машиностроения. Такой новостью поделился губернатор Василий Анохин. По его словам, инициативу смолян поддержало Минпросвещения России, и на её  реализацию
10.04.2024 12:18
Подрастает новая смена
В этом году в строительную отрасль, ЖКХ и дорожное хозяйство области придут работать 650 молодых специалистов. Это выпускники колледжей и техникумов образовательно-производственного кластера стройкомплекса по 18 специальностям и профессиям. О притоке новых кадров сообщил губернатор Василий Анохин. Известно, что обучение студентов проходило по программам, ориентированным на практику с применением современного оборудования. Их подготовка велась