Законодательство о закупках изменилось
В УФАС поступает все больше вопросов о нововведениях в сфере закупок, связанных с изменением законодательства. Заместитель руководителя — начальник отдела естественных монополий и рекламы Наталья Александровна Новикова внесла ясность в ситуацию.
В связи с поступающими вопросами о применении Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и вступлением в силу с 1 июля 2018 года положений Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 505-ФЗ), обращаю внимание участников закупок на следующее.
Положения о закупке должны быть приведены в соответствие с требованиями Закона № 223-ФЗ (в редакции Закона № 505-ФЗ), утверждены и размещены в единой информационной системе не позднее 1 января 2019 года.
Однако следует поторопиться, так как, до внесения изменений в положение о закупках заказчик, например, не сможет полностью отказаться от размещения информации о закупках у единственного поставщика, как теперь возможно «по новым положениям» Закона № 223-ФЗ.
Закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в единой информационной системе до даты размещения «новой редакции» положения о закупке, завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения.
При этом до конца года можно проводить закупки по положению, в котором не учтены поправки к Закону № 223-ФЗ, вступившие в силу с 1 июля 2018 года.
Перейдем к важным нововведениям Закона № 223-ФЗ.
Расширен перечень отношений, на которые не распространяется действие Закона № 223-ФЗ, например, закупки у субъектов, которые являются взаимозависимыми с заказчиком.
В положении о закупке необходимо предусмотреть конкурентные и неконкурентные способы закупок. Конкурентные закупки необходимо проводить в электронной форме на электронной площадке, если иное заказчик не закрепит в положении о закупке. То есть, если не сделать этого, все закупки заказчика должны быть электронными.
Конкурентные закупки, в которых могут участвовать только субъекты малого и среднего предпринимательства, надо проводить только в электронной форме. Такая обязанность появилась у заказчиков, если годовой объем их выручки превышает 500 млн. руб.
В течение трех рабочих дней с даты поступления от участников запросов о разъяснении положений документации заказчик обязан дать ответ и опубликовать его в системе.
Заказчик теперь не вправе отменять конкурентную закупку после окончания срока подачи заявок.
В положении о закупке надо установить порядок и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя.
Изменены правила описания предмета закупки.
Например, в описание предмета закупки не должны включаться требования в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, если такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.
Однако, если в описании предмета закупки необходимо указать, например, товарный знак для более точного и четкого описания указанных характеристик предмета закупки, то необходимо добавить «или эквивалент». Но из этого правила в Законе № 223-ФЗ есть ряд исключений.
В извещении, документации вместо сведений о начальной (максимальной) цене договора можно установить цену единицы товара, работы или услуги и максимальную цену договора или формулу определения цены договора и ее максимальное значение.
Законодатель расширил перечень закупок, сведения о которых заказчик вправе не размещать в единой информационной системе, в частности: закупки финансовых услуг, в том числе услуг по размещению депозитных вкладов и получению кредитов и займов; закупки, которые связаны с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды, субаренды, договоров управления государственным или муниципальным имуществом, а также иного договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования недвижимостью.