Защита несовершеннолетних в рекламе
В адрес Брянского УФАС России все чаще поступают заявления и обращения от граждан о распространении рекламы в которых участвуют несовершеннолетние дети.
Какие есть ограничения, разъясняет заместитель руководителя-начальник отдела естественных монополий и рекламы Наталья Александровна Новикова.
Несовершеннолетним, или ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет. Законодательство, обеспечивающее
информационную безопасность детей во всех случаях преследует цель оградить несовершеннолетних от излишней и опасной для их психического состояния информации. Меры, направленные на защиту несовершеннолетних в рекламе, определены статьей 6 Федерального закона «О рекламе».
Законодательство в качестве способов возможной угрозы причинения
вреда интересам детей выделяет два аспекта: злоупотребление их доверием
и злоупотребление недостатком опыта в рекламе. Из этого вытекают соответствующие рекламные ограничения.
– Во-первых, закон не допускает дискредитацию родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних.
Дискредитация – это речевые приемы, и визуальные образы, которые прямо или косвенно причиняют обиду, содержат необоснованную унизительную критику или сравнение. Для маленького человека взрослые изначально являются образцом, на который следует равняться в поведении, в привычках. Подрыв авторитета родителей может негативно сказаться на отношении ребенка к ним.
— Во-вторых, в рекламе, адресованной детям, не допускается поощрение
«вещизма». То есть запрещается побуждать несовершеннолетних к тому, что-
бы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар.
Также запрещено создание искаженного представления о доступности товара
для семьи с любым уровнем достатка.
— В-третьих, законодательство запрещает в рекламном сообщении создавать у детей впечатление о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение.
– На защиту жизни и здоровья подрастающего поколения направлен запрет на показ несовершеннолетних в опасных ситуациях. В том числе в ситуациях, побуждающих к совершению действий, представляющих угрозу жизни и здоровью детей, к причинению вреда своему здоровью.
Также в рекламе запрещается преуменьшать уровень необходимых для
использования рекламируемого товара навыков у детей той возрастной группы, для которой этот товар предназначен. Это может спровоцировать ребенка на неосторожные действия.
Кроме того, недопустимо формировать у несовершеннолетних комплекс
неполноценности, связанный с подростковыми проблемами внешности и
недостаточной самооценкой личностных качеств.
Ответственность за нарушение статьи 6 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель. В соответствии со статьей 14.3 КоАП РФ административную ответственность за ненадлежащую рекламу несут рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель. Нарушителям – юридическим лицам – грозит штраф от 100 до 500 тысяч рублей.