Билет в будущее. Как школьникам помогают выбрать профессию?
Сейчас даже взрослым не всегда понятно, чем заниматься, чтобы хорошо зарабатывать через 5-10 лет.
А подросткам ещё сложнее выбрать профессию, которая определит не только уровень их благосостояния, но и во многом образ жизни. Помочь детям осознанно принять это важное решение помогает государство. С 2019 года в рамках национального проекта «Образование» в стране реализуется проект ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее».
В Брянской области школьники в этом году успели познакомиться с более чем 80 различными профессиями. Профориентационные занятия проводились на базе техникумов, колледжей, учреждений дополнительного образования. Брянский строительно-технологический техникум им. Л. Я. Кучеева присоединился к проекту три года назад. В этом году примерить на себя востребованные в строительстве профессии и выбрать свой билет в будущее на базе техникума смогли 60 брянских детей.
Погружение в профессию
Профессиональные пробы в учебном заведении проводились по трём направлениям — школьники на практике испытали себя в роли каменщика, маляра и столяра. Знакомились с актуальными и хорошо оплачиваемыми профессиями ученики шестых-девятых классов четырёх средних общеобразовательных школ города.
- Все эти компетенции востребованы на рынке труда, — рассказала куратор проекта «Билет в будущее» Анна Брылёва. — Откройте любой сайт с объявлениями — каменщики и отделочники нужны всегда, и услуги их стоят дорого. Не удивительно, что по завершении профессиональных проб ребята интересуются, какой на специальность проходной балл, проводятся ли вступительные экзамены или конкурс аттестатов. Попробовав разные профессии «своими руками», они уже присматриваются к ним, чтобы в дальнейшем принять осознанное решение, с какой сферой деятельности связать свою жизнь.
Учащихся девятого класса средней общеобразовательной школы №1 заинтересовала профессия столяра. Профессиональную пробу по компетенции «Столярное дело» проводили мастера-педагоги техникума. В течение полуторачасового занятия, которое было разделено на практическую и теоретическую части, ребята успели узнать об инструментах, с которыми работает столяр, основных приёмах обработки древесины и даже попробовали сделать подставку для ёлки.
Семиклассники из средней образовательной школы №64 и девятиклассники из гимназии №5 попробовали себя в роли мастеров отделочных строительных и декоративных работ. Домой они унесли декоративные планшеты, созданные с помощью красок и трафаретов.
Профессиональные пробы проводятся в хорошо оборудованных мастерских, где есть все необходимые станки и инструменты. Студенты техникума используют в работе современные, высококачественные краски, экологичные лаки, позволяющие добиваться модных декоративных эффектов. И на этом же оборудовании и с такими же материалами работают на профессиональных пробах дети.
Со школьной скамьи — в строители
Но, пожалуй, самый необычный мастер-класс ожидал учеников 7-го класса средней общеобразовательной школы №9 им. Ф. И. Тютчева: ребята осваивали компетенцию «Кирпичная кладка» и за полтора часа смогли самостоятельно построить небольшой участок стены из 24 кирпичей.
- За линию не заходить, здесь заканчивается ваша воображаемая стена, а вы на восьмом этаже, — шутит мастер производственного обучения Елена Сирожидинова. В техникуме она преподаёт уже больше тридцати трёх лет, и дети действительно послушно выстраиваются в линейку. У каждого на оборудованном рабочем месте — поддон с раствором, пара сотен кирпичей, уровень, лопаты и другие инструменты. В просторной мастерской есть даже специальный станок для резки камня. Только что семиклас-сники узнали, что такое кельма, сколько весит кирпич и с каких сторон наносить на него раствор — и тут же применяют новые знания на практике.
Тринадцатилетний Захар Грибанов держит в руках кирпич не в первый раз.
- Мне с детства нравилось строить, — говорит школьник со знанием дела. — Летом помогал взрослым ремонтировать крышу у бабушки, а сейчас родители строят дачу. Я пока думаю, что, может быть, стану программистом, но строительные навыки в жизни точно пригодятся. Летом родителям на стройке буду помогать.
- А я только сейчас понял, насколько интересно быть строителем, — признаётся его одноклассник Максим Кутузов. — Мой папа когда-то на стройке работал, и я мог бы этим делом заняться. Для первого раза тяжело, конечно, но сноровка придёт с опытом. Прежде я не думал, кем хочу стать. Может, и правда в строители пойду. Профессия престижная, зарплаты хорошие. Город наш растёт, и хорошие специалисты всегда будут нужны.
Ветеран труда Елена Сирожидинова это предположение подтверждает собственной статистикой. Она выпустили сотни специалистов по направлению подготовки «Мастер общестроительных работ». По её словам, все её лучшие ученики либо выросли до начальников в известных строительных организациях, либо организовали собственные бригады.
- По ребёнку сразу видно, станет он строителем или нет, — делится наблюдениями мастер. — Те, кто смело и энергично берётся за работу, как правило, становятся хорошими каменщиками. Главное — интерес и желание. Это самый главный урок, который должны вынести дети после профессиональной пробы. Но и простую кладку из кирпича они теперь самостоятельно тоже смогут сделать.
Всем ребятам по окончании мастер-классов были вручены сертификаты. А помогали преподавателям волонтёры-студенты колледжа.
Получить свой шанс
Проект «Билет в будущее» профессиональными пробами не ограничивается.
За виртуальную часть профессиональной ориентации отвечает одноимённая онлайн платформа, где можно пройти тестирование и узнать, какая профессия с наибольшей вероятностью придётся по душе конкретному ребёнку, или же «примерить» актуальные профессии онлайн. И всё же именно профессиональные пробы вызывают у детей наибольший интерес. По данным сайта национальныепроекты.рф, в 2021 году вместо запланированных 150 тысяч школьников, которые должны были пройти профессиональные пробы по всей России, в них приняли участие более 182 тысяч человек.
- С развитием информационных технологий дети становятся всё более самостоятельными в выборе своего будущего, — подытоживает куратор проекта Анна Брылёва. — И им нужно дать возможность опробовать актуальные специальности на практике, показать, что профессия строителя, плотника интересна, востребована и престижна. Благодаря проекту «Билет в будущее» каждый ребёнок может попробовать себя в нескольких профессиях и к финалу 9-го класса подойти с уверенным пониманием, чего он на самом деле хочет и что у него получается. А это можно сделать только через практику.
Александра САВЕЛЬКИНА
Фото предоставлено техникумом