Брифинг с представителями малого и среднего бизнеса
07 сентября 2022г. в помещении Брянского УФАС России состоялся семинар и брифинг с представителями малого и среднего бизнеса.
Заместитель руководителя – начальник отдела естественных монополий и рекламы Брянского УФАС России Н.А. Новикова ответила на вопросы о недопустимости в рекламе использования бранных слов и непристойных выражений. Данная реклама должна соответствовать требованиям к рекламе, установленными ст. 5 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Данное положение Закона о рекламе запрещает использовать в рекламе следующие виды информации:
— бранные слова;
— непристойные образы, сравнения, выражения;
— оскорбительные образы, сравнения, выражения.
К бранным словам относятся нецензурные слова, в том числе те, которые используются в качестве ругательств и оскорбления.
К непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые модели и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.
К оскорбительным образам, сравнениям, выражениям – слова и изображения, которые, в том числе, ущемляют человеческое достоинство, принижают значимость отдельных лиц, исторических событий памятных дат.
Вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности. Для признания рекламы неэтичной достаточно мнения абсолютного большинства потребителей рекламы, воспринимающих рекламу как неэтичной.
Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 6 статьи 5 Закона возложена на рекламодателя.
Брянским УФАС России в сентябре 2022 года рассмотрено дело о признании неэтичной рекламы скандально известной сети суши «Ё<..>ДоЁ<…>».
Реклама размещалась в центре Советского района города Брянска рядом с учебными и медицинскими организациями. В данной рекламе использовано наименование сети: «Ё<..>ДоЁ<…>».
Арбитражными судами двух инстанций аналогичная реклама распространяющаяся в городе Волгограде признана неэтичной (судебное дело № А12-35564/2021).
Заявитель при рассмотрении дела утверждал, что данной слово «Ё<..>ДоЁ<…>» это «коммерческое наименование», которое передаёт русскими буквами японский текст «День недели — суббота» и не соответствует русскому сквернословию. Суд подчеркнул, что использованное выражение нельзя отнести к иностранным словам, не имеющим общеупотребительных аналогов на русском языке и соответственно оно недопустимо для использования в рекламе. Японский язык не является ни государственным языком России, ни языком межнационального общения народов Российской Федерации. Потребителями спорной рекламы являются обычные люди, в том числе и дети, проходящие либо проезжающие мимо данной размещённой наружной рекламы. Доказательств того, что заявленное обозначение воспринимается российскими потребителями именно как транслитерация предложения «День недели — суббота» на японском языке, в материалы дела не предоставлено.
Кроме того, слово «Ё<..>ДоЁ<…>» в настоящее время не является ни товарным знаком, ни коммерческим обозначением, ни каким-либо иным защищенным средством индивидуализации, поэтому довод о том, что само наименование не должно подлежать оценке как часть рекламы, антимонопольными органами и судами не принято.
Комиссией Брянского УФАС России в отношении индивидуального предпринимателя разместившего данную рекламу и осуществляющего деятельность сети, на основании концессионного соглашения, принято решение о признании рекламы ненадлежащей и выдано предписание об устранении нарушении. Возбуждено административное дело за нарушение части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.