И поедем, и помчимся: электричество – энергия будущего. На Брянщине внедряется экологически чистые технологии
Транспорт на электрической энергии появился раньше автомобилей, использующих двигатели внутреннего сгорания.
Ещё в 1828 году венгерский изобретатель Аньош Йедлик смастерил передвигающуюся на электрической энергии тележку. Это изобретение послужило толчком дальнейших изобретений, и в 1841 году уже был создан первый электромобиль. Только через четыре десятилетия – в 1885 году Карлом Бенцом был построен первый реально использующийся автомобиль с бензиновым двигателем.
Конкуренция между электродвигателями и двигателями внутреннего сгорания, хоть и не прекращалось, но на долгое время отдало пальму первенства бензиновым и дизельным моторам. Лишь в конце XX века электродвигатели начали всё больше и больше внедрятся в автомобилестроение. Причин этому много. Начиная, от экологии, до понимания, что электричество, в отличие от бензина и дизтоплива – это продукт возобновляемый. А значит, как ни крути баранку автомобиля, а будущее будет за электромобилями.
Нас не обгонишь …
Это прекрасно понимают и в правительстве России, и в руководстве нашего региона, где вопросам экологии и развитию новых технологий уделяется повышенное внимание.
— Ещё в августе 2015 года Правительство России приняло постановление N 890, которым устанавливалась предоставление возможности воспользоваться на автозаправочных станциях зарядными колонками (станциями) для транспортных средств с электродвигателями, — рассказывает заместитель губернатора Брянской Николай Лучкин, — тем самым планировалось позволить владельцам автозаправочных станций на законном основании оборудовать свои станции зарядными колонками и оказывать услуги по подзарядке транспортных средств с электродвигателями, что в свою очередь создаст стимул для развития экологически чистого транспорта в России.
Уже в 2018 году в регионе была утверждена обновлённая государственная программа «Развитие промышленности, транспорта и связи Брянской области». Работа в данном направлении постоянно совершенствуется и соотносится с требованием развития современных технологий. Так, в настоящее время отделом по работе с промышленными предприятиями и мониторинга социально-экономического состояния департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области дорабатывается изменения в данную программу «Развитие промышленности, транспорта и связи Брянской области» в части формирования отдельной подпрограммы «Развитие топливозаправочного комплекса и рынка газомоторного топлива на территории Брянской области», которая включает в себя субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат по строительству зарядных колонок (станций) для транспортных средств с электродвигателем. Причём, субсидия будет предоставляться не только тем, у кого есть заправки, а всем юридическим лицам. Сейчас для участия поданы заявки от торгово-развлекательных центров, владельцев автоматических моек, ресторанов, баз отдыха и даже компаний, управляющих жилыми комплексами.
Напомним, что в 2021 г. правительство России утвердило «Концепцию по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года». Этой концепцией запланировано в течение четырех лет, до 2024 года включительно производство 25 тыс. электромобилей, строительство 9400 зарядных станций.
Через семь лет выпуск российских электромобилей должен составить 10 процентов от общего выпуска автомобилей. К этому времени на Брянщине уже должна быть построена и функционировать сеть зарядных колонок (станций).
Что стоит электрозарядку построить?
— Для того чтобы эффективно решить эту задачу вводится субсидирование, — рассказывает сотрудник департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области Анна Миронова, — механизм субсидирования предусматривается только для станций с присоединяемой мощностью не менее 149 кВт. После получения субсидии инвестор обязан обеспечить круглосуточную работу станции в течение 5 лет с момента выдачи разрешения на ее эксплуатацию. Максимальная субсидия на одну станцию составит 60% от стоимости оборудования, но не более 1,86 миллиона рублей, и 30% от фактических затрат на технологическое присоединение к электрическим сетям, но не более 900 тыс. руб.
Стоимость зарядной колонки для использования только в домашних условиях составляет довольно значительные суммы, поэтому становится актуальным создание более масштабной сети зарядных колонок (станций) во всём регионе.
Прогноз численности объектов инфраструктуры в Брянской области, благодаря участию региона в программе «Развитие энергетики», утверждённой постановлением правительства № 321от 15 апреля 2014 года, в 2023-2025 годах, должен достигнуть показателя в 40 единиц зарядных колонок (станций) разной мощности.
Брянские учёные запускают электродвигатели
Кстати, брянские учёные помогают продвигать электродвигатели для транспорта. «Аргументы и Факты-Брянск» ранее рассказывали, что в начале этого года в Москве, в многофункциональном комплексе «ВТБ-Арена», подвели итоги организованного московским правительством конкурса молодежных идей по улучшению жизни столицы России: Полина Морозова из Брянска вышла в финал конкурса правительства Москвы | ОБЩЕСТВО | АиФ Брянск (aif.ru)
В конкурсе участвовали около 10 тысяч работ, и пятое место занял проект Полины Морозовой из Брянска, которая в настоящее время является аспирантом научного центра «Сколтех». Свою разработку аккумуляторов для электробусов Полина защищала в очном режиме в числе десяти финалистов конкурса.
Темой аккумуляторов молодая учёная занимается уже несколько лет. По этой проблематике Полина Морозова неоднократно выступала с лекциями в федеральном центре «Сириус» в Сочи. Она также была участницей встречи ученых и предпринимателей с президентом России Владимиром Путиным, а на днях она вернулась с научной конференции в Объединённых Арабских Эмиратах, на которой представляла свою программу по аккумуляторам будущего.
Плюсы электромобилей
- Автомобильные электродвигатели имеют КПД до 90-95процентов. Тогда как у машин с двигателями внутреннего сгорания этот показатель составляет от 22 до 42 процентов.
- Отсутствие дорогой, громоздкой и требующей дополнительного внимания и ухода коробке переключения скоростей.
- Отсутствие необходимости использовать моторные масла.
- Не один авомобиль с двигателем внутреннего сгорания не может использовать торможение для подзарядки своего электрического аккумулятора. Электромобиль может. И даже свои амортизаторы, вырабатывающие электроэнергию.
- Отсутствия радиатора и других систем охлаждения у некоторых моделей, позволяет создавать более «зализанные» формы и уменьшать лобовое сопротивления воздуха при движении.
- В отличие от авто с ДВС у электромобилей проще техобслуживание, у них большой межсервисный пробег и меньшая стоимость плановых ТО.
Очень важное обстоятельство в современной непростой экологической ситуации — уровень выбросов углекислого газа при эксплуатации электромобилей, вместе с уровнем выбросов вредных веществ при производстве аккумуляторных батарей на 22 % меньше, чем для дизельных авто и на 28 % меньше, чем для машин использующих бензин. Такие данные приводит Европейская федерации транспорта и окружающей среды на 2020 год.
Фото автора, ru.freepik.com