Интервью директора Брянского областного театра драмы им. А.К.Толстого Андрея Викторовича Саликова
Андрей Викторович, каковы итоги прошлого театрального сезона? Брянский драмтеатр активно гастролировал? Удалось ли реализовать все планы?
Прошедший 96 театральный сезон для Брянского областного театра драмы им. А. К. Толстого был стремительным, ярким, наполненным атмосферой созидания.
В первую очередь сезон был ознаменован знаковым и важным событием – 95-летним юбилеем Брянского областного театра драмы им. А. К. Толстого.
Прошедшие девяносто пять лет стали для театра временем творческих открытий, поиска собственных художественных путей, воспитания поколений актеров и режиссеров. В прошедшем сезоне нам удалось осуществить ряд очень важных мероприятий, отражающих удивительную историю людей нашего театра, событий.
В нашем театре мы открыли экспозиционно-выставочный проект «ПРОтеатр», в котором увековечены имена выдающихся людей театра – тех, кто владел сердцами нескольких поколений зрителей. В этом проекте представлена почти столетняя история Брянского драматического театра через уникальные материалы, сохранившиеся в архивах театра: редкие фотографии спектаклей, декораций спектаклей разных лет, афиши, программки, подлинные сценические костюмы и другие артефакты, позволяющие ощутить дух времён.
Свыше 200 фотографий – в образе и без него — позволили получить представление о богатом творческом и жизненном пути ярких актёров прошлого нашего театра. У некоторых из них за плечами тяжелые дороги войны, ранения, концлагерь – Юрий Аверин, Герман Постников, Николай Лисовский, Константин Вологдин, Афанасий Эстрин, Владимир Давыдов, Михаил Толпегин, Иван Григорьев. В экспозиции представлены фотоматериалы знаковых спектаклей театра – «Любовь Яровая», «Дети солнца», «Смерть Иоанна Грозного», «Аристократы», «Чилийская трагедия», «Царь Федор Иоаннович», «Поднятая целина» и многие другие. Это своего рода погружение в историю театра и путешествие во времени от истоков (1926 год) до 1990-х годов.
Знаменательными событиями стало торжественное открытие установленных мемориальных досок на домах выдающемся актерам Брянского театра драмы: народному артисту РСФСР Герману Дмитриевичу Постникову и народной артистке РСФСР Марии Павловне Гермацкой.
В память об трагическом событии и служителях театра, произошедшем в Гродно на гастролях 22 июня 1941 года в фойе торжественно открыта памятная экспозиция «Прерванные гастроли». Автор инсталляции — заслуженный деятель искусств России, главный художник театра Александр Малыгин.
Под открытым небом, в сквере им. Ф. И. Тютчева, была открыта выставка архивных фотографий спектаклей Брянского театра драмы «Крупный план». Символично, что именно на этом месте в далекие дореволюционные годы первая профессиональная труппа в Брянске давала спектакли в деревянном летнем театре, расположенном в саду Брянского Общественного собрания. А сегодня мы с большой радостью и гордостью ощущаем атмосферу удивительной жизни нашего театра. Ведь театр всегда отражал состояние и запросы общества.
История сцены Брянского театра драмы — это конечно история выдающихся спектаклей, ролей и людей театра, определившая его жизнь.
Безусловно ярким событием стал БОЛЬШОЙ ЮБИЛЕЙНЫЙ ВЕЧЕР Брянского театра драмы им. А. К. Толстого, посвящённый 95-летию! Специально подготовленная программа служителями театра в честь знаменательной даты собрала преданных друзей театра, которые смогли погрузиться в воссозданную ретроспективу событий, легенд, людей театра, оставивших добрую память в его истории.
В прошлом сезоне в театре было выпущено 4 премьеры: «Красотка и семья» Сомерсета Моэма, режиссер Н. Людскова; «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П.О. Карон де Бомарше, режиссер заслуженный деятель искусств Российской Федерации Б. Ярыш; сказка—путешествие «Волшебник Изумрудного города» в инсценировке Евгения Ионова, режиссер А. Троянова; и детективная история «Восемь любящих женщин» Робера Тома, режиссер А. Баранников.
Конечно, нельзя не отметить активную работы по созданию авторских проектов нашими актёрами. Авторский проект актеров Кристины Корзниковой и Алексея Дегтярева «История одной любви. Сергей Есенин и Айседора Дункан». Авторский проект «А. П. Чехов. Дачные рассказы» ко дню рождения писателя — цикл видео публикаций, включающий актерское прочтение чеховских рассказов. Авторский проект «Старый альбом», посвященный юбилею Агнии Барто с участием актрис театра Марии Максимовой, Ксении Ланской и Юлии Филипповой. Литературная композиция «Убийственная любовь» — история о самом последнем, позднем романе Федора Ивановича Тютчева, оставившем в его поэзии самый заметный след. Авторский проект Алексея Дегтярева «Рыцарю Серебряного века» -посвящение Николаю Гумилёву. Самостоятельная работа, авторский проект актрисы театра Кристины Корзниковой «Роман с собственной душой» — посвящение Марине Цветаевой. Самостоятельная работа, авторский проект Олеси Македонской и Романа Новака — музыкальная история светлой, сердечной женщины, влюбленной в жизнь — «Душечка» по рассказу Антона Чехова. Авторский проект актера театра Алексея Дегтярева, литературное кабаре «Бродячая собака» — музыкально-поэтический спектакль о литературно-артистическом кабаре «Подвалъ Бродячей Собаки», ставшем одним из главных символов Серебряного века, о поэтах, о людях, которые посещали этот подвал и, конечно же, о любви — любви, как это всегда бывает у Поэтов, равнозначной жизни.
Безусловно для любого театра очень важно, участие в театральных фестивалях, гастролях. Наш театр достаточно активно расширяет географию гастролей и представляет спектакли на сценических площадках театров нашей страны.
При поддержке Министерства культуры Брянской области и Федеральной дирекции музыкальных и фестивальных программ «РОСКОНЦЕРТ» рамках программы «Большие гастроли» состоялись обменные гастроли с Рязанским государственным областным театром драмы.
С больших успехом состоялись гастроли на сцене Калужского областного драматического театра.
Безусловно, недавно состоявшиеся гастроли нашего театра драмы в Хабаровске стали очень знаковыми. Семь дней, девять спектаклей, более трех с половиной тысяч зрителей, яркие встречи, самые теплые отзывы и рецензии театралов на расстоянии более восьми тысяч километров, подтверждают высокий уровень театра.
Приятно отметить, что Брянский театр всё чаще приглашают для участия в театральных фестивалях.
Во второй раз мы приняли участие в VI Всероссийском фестивале «Волжские театральные сезоны» в Самаре. Артистка Брянского театра драмы им А. К. Толстого Ксения Ланская удостоена награды «Лучшая женская роль второго плана» за роль Надежды в спектакле «Прощаясь не навсегда» по новеллам из цикла «Темные аллеи» И. Бунина.
На IV Международном фестивале камерных и моноспектаклей «Он.Она.Они.» в Екатеринбурге в категории «Профессиональные театры. Драматические спектакли» в номинации «Лучшая женская роль» победила актриса театра Кристина Корзникова, за спектакль «Роман с собственной душой» посвящение Марине Цветаевой.
В Омске на IV Всероссийском фестивале моноспектаклей «ЧАТ» специальным дипломом экспертного совета «За высокое актёрское мастерство» награжден заслуженный артист России Михаил Кривоносов за моноспектакль по пьесе Сэмюэля Беккета — «ПОСЛЕДНЯЯ ЛЕНТА КРЭППА» в постановке Евгения Кочеткова.
На XV Международном молодёжном театральном форуме «М.@rt.контакт» — 2022 на большой сцене Могилевского драматического театра состоялся показ спектакля «Любовь в стиле баRОСКко» Я. Стельмаха.
Артисты Брянского театра драмы Олеся Македонская и Роман Новак в Доме ветеранов сцены им. А. А. Яблочкиной представили две авторские постановки — моноспектакль по рассказу Татьяны Коровушкиной «Валентина, брависсимо!» и музыкальную историю «Душечка» Антона Чехова.
— Что ждет брянского зрителя в новом сезоне?
— Чем планируете удивлять зрителей дальше? Каковы планы на перспективу? Над какой премьерой коллектив драмтеатра работает сейчас?
97-й театральный сезон мы открыли 8 октября премьерным спектаклем «Слон» А. Копкова, режиссер Юрий Попов. Уже в этом году для наших зрителей состоялись ещё три премьеры. Это лирическая мелодрама «С любимыми не расставайтесь» А. Володина, режиссер А. Доронин, спектакль «Машенька» по пьесе А. Афиногенова, режиссер Б. Ярыш и спектакль «Опасные связи» К. Хэмптон по мотивам одноименного романа Шодерло де Лакло.
Для почитателей театра мы открыли большую инсталляцию, посвященную творчеству А. К Толстого, которую открыли в фойе 1 этажа. В зрительской части театра открыта выставка редких архивных фотографий театра. И конечно же, мы готовимся к новогодним рождественским праздникам с новой интермедией для детей с родителями.
— Андрей Викторович, приближаются новогодние и рождественские праздники, в театре всегда с особым нетерпением ждут встречи с самыми юными зрителями, родителями, взрослой публикой. Поделитесь с нами: как и кто готовит новогоднюю сказку в театре? Чем порадуете зрителя на новогодних праздниках?
Новый год и Рождество – это всегда ожидание чего-то нового, необычного, волшебного. В детстве декабрь казался самым волшебным месяцем. Дети пишут письма Деду Морозу, взрослые в предновогодней суете готовятся к его встрече, чтобы вновь уловить новогоднее настроение и загадать заветное желание как в детстве.
Новогодние праздники в театре – это совершенно особенное событие! Атмосфера театральной таинственности, оформление здания, помещений нашего театра, создание необыкновенной торжественности настраивают на ожидание чудес и исполнения желаний! Готовиться мы начинаем заранее. Завораживающим событием становиться украшение новогодней инсталляцией фасада нашего здания, установка театральной елки в фойе и сказочное оформление. Причем, многие игрушки на нашей елки тоже театральные, изготовленные нашими дорогими зрителями, работниками театра.
В преддверии нового года для детей и родителей в нашем театре готовится новогоднее представление с полюбившимися, узнаваемыми, веселыми персонажами, интересными конкурсами, подарками у сказочной новогодней ёлки, фотографией на память в новогодней волшебной атмосфере с Дедом Морозом и Снегурочкой. Новогодняя интермедия всегда на долго остается в памяти юных театралов, программа праздника очень насыщена и включает: игры, призы, забавы, хоровод у ёлки, песни и танцы с нашими актерами.
Очень приятно видеть, когда дети, родители, бабушки и дедушки приходят в театр в красивых платьях, костюмах; специально готовятся для посещения, тем самым формируют у ребенка правила хорошего тона, и сами соблюдают театральный этикет.
В этом году наши новогодние встречи мы начнем с уже ставшими традиционными благотворительными показами для детей, особо нуждающихся во внимании. 23 декабря мы пригласили детей с онкогематологическими и другими тяжелыми заболеваниями Благотворительного фонда «Ванечка» и их родителей на открытие новогодней программы театра и спектакль «Бременские музыканты». Более четырехсот участников станут первыми зрителями. На протяжении пяти лет мы приглашаем детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья, тяжелыми заболеваниями, детей из социальных приютов на наши новогодние представления в театре. Эти дети раньше взрослых начинают ощущать приближение сказочного праздника и его верного попутчика — волшебства. В канун самых долгожданных праздников Нового года и Рождества Христова мы стараемся окружить заботой и вниманием наших маленьких зрителей для того, чтобы вера в новогоднее чудо и добрые дела сохранилась на весь наступающий год.
В канун этого года мы постарались разнообразить новогоднюю афишу для юных театралов и их родителей. В ней мы представили полюбившиеся спектакли-мюзиклы: «Бременские музыканты», «Маугли» и «Отважный щенок Бенджамин». Для взрослых почитателей театра мы включили в афишу вдохновляющие, яркие и трогательные спектакли нашего репертуара. Комедия «Безумный день, или женитьба Фигаро» П. О. Карон де Бомарше, пластический спектакль «Любовное наваждение» В. Белякина, комедия «Тётки» А. Коровкина, премьерные спектакли сезона «Опасные связи» К. Хэмптона, «С любимыми не расставайтесь» А. Володина. Очень надеемся, что представленные в новогодней афише спектакли пробудят чувства веры в чудеса и создадут атмосферу праздника как в детстве!
Мы стремимся, чтобы новогодние и рождественские праздники в Брянском театре драмы им. А. К. Толстого погружали наших зрителей, гостей нашего региона в атмосферу зимней сказки, где можно отдохнуть от забот и насущных проблем, пообщаться с близкими и помечтать о планах на будущий год.
— Театр. Мы слышим это слово – и нам представляется открывающийся занавес, за которым появляется маленькая жизнь. Идеально отлаженная игра актеров, передающие атмосферу декорации. Таким предстает перед зрителем театр. Но какова его внутренняя кухня?
Театр манит и привлекает своей загадочностью, для многих театр — их жизнь. Брянский драматический верен духу творчества; многие сложившиеся традиции, сформированные мастерами, передаются из поколения в поколение. Очень приятно осознавать, что в моменты созидания люди театра ощущают себя единой творческой семьей, принимая тех, кто разделяет его принципы, подходы и ответственность. В Брянском театре драмы имени А. К. Толстого служат люди разных профессий, выполняя свою работу, которая начинается задолго до репетиций, премьер, до первого звонка. Читки, тренинги, техсоветы, примерки, репетиции, причем, вокальные, пластические, прогонные, монтировочные, световые, сдачи, вводы, гастроли, выездные спектакли – и это только некоторые моменты службы в театре.
Работа людей необычных театральных профессий захватывающая и даже загадочная, очень необходимая в поисках того главного, что создается в театре. Всё это подтверждает особую силу притяжения между людьми театра. Не все их имена печатаются на программках спектаклей, но многие из них в полной мере являются соавторами спектаклей. И, конечно же, все участники рождения нового спектакля очень хотят, чтобы премьерный спектакль оказался лучше, удачней всех предыдущих, прочно вошел в репертуар театра.
Яркие постановки и громкие премьеры, успешные гастроли и фестивали — всё это вклад каждого человека театральной команды. Режиссеры, актёры, администраторы, костюмеры, бутафоры, декораторы, гримеры, парикмахеры, осветители, звукорежиссеры, художники-модельеры, реквизиторы, столяры, машинисты сцены, капельдинеры, водители, кассиры и многие другие, чей труд очень важен, и кто находиться за кулисами сцены.
— Расскажите о людях, которые служат в театре драмы.
Театру и в театре действительно служат, служат люди преданные, которые несмотря на недуги и личные обстоятельства выходят на сцену, создают декорации, костюмы, реквизит, пишут музыку, световые решения к спектаклям, подготавливают сцену, проводят ночные монтировки, световые репетиции, следят и управляют сложными сценическими механизмами, встречают зрителя. Люди — которые служат ему и выполняют свою работу, которая начинается задолго до репетиций, премьер, до первого звонка. О некоторых профессиях служителей театра зритель даже не слышал, о них очень редко говорят, но без которых театр не мыслим. Всё это подтверждает особую силу притяжения между людьми театра.
Яркие постановки и громкие премьеры, гастроли, выдающиеся режиссеры и артисты, чьи спектакли собирают аншлаги, и чей талант признан на сценических площадках — всё это вклад каждого человека театральной команды. Актеры, режиссеры, костюмеры, бутафоры, декораторы, гримеры, парикмахеры, осветители, звукорежиссеры, художники-модельеры, реквизиторы, столяры, машинисты сцены, капельдинеры, водители, кассиры и многие другие, чей труд очень важен, и кто находиться за кулисами сцены.
В Брянском театре им. А. К. Толстого служат люди с многолетним опытом и удостоенные почетных званий.
Народный артист Российской Федерации — артист театра Иосиф Петрович Камышев, заслуженные артисты Российской Федерации: Вениамин Алексеевич Прохоров, Людмила Викторовна Шлянцева, Светлана Владимировна Рязанцева, Светлана Ивановна Сыряная, Владимир Андреевич Мусатов, Марина Анатольевна Финогенова, Александр Владимирович Кулькин, Михаил Михайлович Кривоносов, Михаил Егорович Лаврушин. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации — режиссер театра Борис Владимирович Ярыш. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации — главный художник театра Александр Михайлович Малыгин. Заслуженный работник культуры Брянской области, помощник режиссера Наталья Евгеньевна Киселева.
Мы с высоким почтением помним имена целой плеяды выдающихся актеров, режиссеров и художников Брянского театра драмы. Среди них и первые режиссеры, художественные руководители театра: Василий Чиркин, Геннадий Мирский, Яков Волин, Александр Беляевский; народные артисты РСФСР: Герман Постников, Василий Богатырёв, Юрий Аверин, Мария Гермацкая; заслуженные артисты РСФСР: Всеволод Энгелькрон, Николай Лисовский, Левон Чиниджанц, Августа Миклашевская, Вадим Грозев, Василий Поляков, Пётр Пухляков, Сергей Кондратьев, Татьяна Силина, Павел Ефимов, Борис Зайденберг, Альбина Скарга, Сергей Рышков и другие.
Могу с уверенностью сказать, что удивительная атмосфера, которая создается в театре, в первую очередь, — это особенное отношение людей друг к другу, к профессии, к жизни.
Именно поэтому атмосфера в театре абсолютно не похожа ни на что, именно поэтому в театре нет формальностей. Искренние поздравления и ощущение радости от успеха или разделение неприятных моментов здесь происходит по-семейному. В прошедшем сезоне мы провели потрясающее трогательное мероприятие «С ТЕАТРОМ ПО ЖИЗНИ», по случаю чествования МАСТЕРОВ с большой буквы: заслуженного работника культуры России Михаила Ивановича Боброва и художника-модельера театрального костюма Натальи Владимировны Гаврюшиной, отдавших служению в Брянском драмтеатре целых 50 лет!!!
Душевное театрализованное представление в исполнении артистов театра, слова безмерной благодарности за искреннюю любовь и преданность любимому делу наполнили в тот день импровизированную сцену в фойе театра.
Отдельным событием стала трогательная церемония заключения ЗОЛОТОГО БРАКА самой театральной семьи — Михаила Ивановича и Нели Александровны Бобровых, вот уже на протяжении 50-ти лет служащей примером нежной любви и верности!
Главное, что отражает жизнь в театре, по-моему мнению, — это то, что каждый человек, который связал свою жизнь с театром, индивидуально уникальный. Именно это позволяет наладить отношение в первую очередь с каждым и именно поэтому театр — это дело коллективное. Многие из них посвящают всю свою жизнь театру. И мы, конечно, гордимся и помним людей нашего театра, которые были преданы ему со дня создания.
— Скажите, а какую, на ваш взгляд, миссию выполняет театр сегодня?
В современном мире зачастую многие процессы развиваются стремительно. За последнее время создано невероятное количество изобретений, появилось множество новых технологий, которые, казалось, должны были поставить под сомнение авторитет театра. Но, в основной миссии театра, на мой взгляд, в настоящее время нет конкурентов. Театр сегодня должен поднимать, обсуждать, решать важные и актуальные проблемы истории и современности, которые всё больше волнуют, интересуют зрителей.
Конечно же, миссия театра направлена на сохранение культурных ценностей, их развитие. Поэтому стремление не только удовлетворять потребность общества в классике, но и формирование зрительского вкуса, способствуют включению в репертуар театра постановок по произведениям современных драматургов, спектаклей с новым прочтением популярных произведений, конечно же, с учетом исключения формального отношения к материалу.
Все это сегодня позволяет продолжать заложенные традиции, а театральному зрителю отвечать на вопросы, что значит быть по-настоящему человеком, осознающим свое призвание и быть способным не ограничивать жизнь только материальными рамками. Театр учит думать и более тонко чувствовать другого человека со всеми его проблемами и взглядами на жизнь, помогает и подталкивает к рассуждениям о прошлом и настоящем, событиях, явлениях, отношениях.
В репертуаре театра классическая и современная литература для зрителей разных возрастов, спектакли по произведениям: А. К. Толстого, А. Н. Толстого, А. Н. Островского, Н. В. Гоголя, И. А. Бунина, М. Ю. Лермонтова, Д. И. Фонвизина, А. Т. Аверченко, А. Н. Арбузова, В. М. Шукшина, Г. И. Горина, А. А. Копкова, П. О. Карон де Бомарше, Т. Уильямса, Альфреда де Мюссе, Робера Тома, Д. Нигро, С. Моэма, М. Метерлинка, П. Куилтера, С. Беккета.
Важным делом для любого театра является преемственность поколений, воспитание молодой талантливой молодежи и совершенствование мастерства актеров, мастеров цехов театра.
Знаковым событием в этом году, направленным на решение этих задач стало проведение уникального проекта «Театральный питчинг. Лаборатория молодых режиссеров», который осуществлялся при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, содействии Союза театральных деятелей Российской Федерации и Правительства Брянской области, по инициативе «Центра Михаила Чехова».
Брянский театр драмы стал своеобразным образовательным, творческим центром, местом консолидации художественных ресурсов театрального сообщества.
Проект привлек особое внимание, создав положительный резонанс этого масштабного события, а большое количество отзывов участников проекта: режиссеров, актеров, руководителей театров, зрителей, подтверждают его значимость и актуальность в данное время.
Участие в лаборатории руководителей театров позволило реализовать главную задачу театрального питчинга — установление реальных продуктивных контактов руководителей театров и постановщиков будущих спектаклей, привлечение молодых режиссеров в региональные театры, поддержка новых творческих идей, создание условий для самореализации, раскрытие творческого потенциала актеров репертуарных театров, что подтверждает актуальность проекта «Театральный питчинг. Лаборатория молодых режиссеров».
Театральная ярмарка молодых режиссеров в Брянском областном театре драмы им. А. К. Толстого безусловно стала важным событием в культурной жизни региона, придала новый импульс развитию отечественной театральной культуры нашей страны.
Очень приятно отметить, что зритель Брянского театра драмы помолодел. Этому способствует, в том числе, программа для молодёжи школьного и студенческого возраста — «Пушкинская карта», по реализации которой театр является лидером. Более 19 тысяч молодых людей посетили спектакли театра драмы по Пушкинской карте.
Безусловно театр драмы проводит большую, важную просветительскую работу со зрителями, которая сегодня представлена нашими проектами: «Классика в классы», «Театр о молодых и для молодых», также образовательные проекты для студентов средне-специальных и высших образовательных учреждений, встречи с актерами и мастерами театра, экскурсии по театру.
Большое внимание мы уделяем подрастающему зрителю. Для семейного просмотра в репертуаре театра есть спектакли, которые заслуживают внимания. Это мюзикл «Бременские музыканты», сказка—путешествие «Волшебник изумрудного города», мюзикл «Маугли», пьеса для детей и родителей «Все мыши любят сыр», мюзикл для детей и родителей «Отважный щенок Бенджамин».
Социально-значимый проект «ТЕАТР ЖИЗНИ» сделал театр драмы более доступным для жителей Брянской области пожилого возраста, нуждающихся в социальной поддержке. Приглашения на показы спектаклей, участие в литературных гостиных с творческими работами артистов театра по произведениям русских классиков, события и мероприятия, позволяющие вовлечь людей старшего возраста в активную жизнь и сделать её более содержательной, наполненной положительными эмоциями.
Для поддержания коллектива в хорошем творческом тонусе, для решения разнообразных творческих задач театр активно участвует в гастролях, фестивалях, представляя плоды своего творчества вниманию зрителей на сценических площадках других регионов нашей страны и за её пределами. Очень необходимым и важным является приглашение ведущих зарубежных и региональных театров для знакомства нашего зрителя с их достижениями. Тому подтверждением является театральный фестиваль «Славянские театральные встречи» в Брянске, который более тридцати лет выполняет культурную миссию. Фестиваль занял свое прочное место на театральной карте России и является солидным и авторитетным форумом театрального искусства славянских государств. Мы с надеждой ждём его проведения, когда обстоятельства позволят вновь провести международный театральный фестиваль, который создает уникальную возможность для зрителя, живущего в провинции, увидеть лучшие постановки режиссеров и актеров России и стран ближнего зарубежья. А Брянск, волею судьбы, становиться настоящим театральным городом с изысканной и требовательной публикой, где тысячи зрителей являются полноправными участниками театрального праздника. Очень ждём продолжения нашего уникального фестиваля «Славянские театральные встречи», который позволит собрать вновь на сцене Брянского областного театра драмы им. А. К. Толстого абсолютно разные театральные коллективы, которые объединило искусство театра, любовь к сцене и зрителю!
— Говорят, театр начинается с вешалки. А как считаете вы?
Для зрителей, конечно, театр начинается именно с гардероба. Это и первые ощущения, которые человек испытывает, переступив порог театра, приветствия капельдинеров, программки, атмосфера, которая начинает его погружать и подготавливает к встречи со спектаклем. Поэтому очень важно создать нужное настроение и подготовить зрителя, который тоже преображается. Очень важно, что у многих зрителей сохраняется культурная традиция присутствия в театре, ведь это особое место впечатлений, радости и праздника.
Мы внимательным образом следим за поддержанием комфортных условий для нашего зрителя, постоянно проверяем технического состояние зрительской части театра, улучшаем, экспериментируем, оформляем. В этом сезоне мы откроем большую инсталляцию, посвященную творчеству А. К. Толстого — большую экспозицию редких, архивных фотографий жизни нашего театра.
Большое внимание мы уделяем состоянию и созданию необходимых условий закулисной части нашего театра.
Если даст Бог и позволят обстоятельства наш театр будет включен в федеральную программу, и у нас произойдет реконструкция с пристройкой. По инициативе нашего Губернатора А. В. Богомаза, выступившего инициатором этого проекта, в настоящее время завершаются работы по разработке проекта реконструкции старейшего здания Брянского областного театра драмы им. А. К. Толстого. Реконструкция здания театра драмы назрела со всей очевидностью! Коллектив театра, многочисленные зрители с огромной радостью и надеждой приняли новость о принятом волевом решении Губернатора Брянской области А. В. Богомаза.
Реализация проекта реконструкции позволит:
— обеспечить мероприятия по модернизации сценического комплекса, систем электроснабжения, противопожарной безопасности и пожаротушения, приточно-вытяжной вентиляции в полном объеме для обеспечения соответствия современным требованиям эксплуатации и безопасности;
— увеличить площади художественно-постановочной части – путем строительства во внутреннем дворе пристройки к основному зданию с цокольным этажом для размещения цехов (декорационный, бутафорский, реквизиторский, осветительский), склада для декораций;
— оборудовать в существующем здании для актеров три оснащенных и удобных гримуборных комнаты, две комнаты ожидания выхода на сцену, малую сцену, увеличить площадь женского туалета;
— освободить закулисную часть от хранящихся декораций, реквизита, мебели, что позволит использовать боковые закулисные части сцены по назначению при подготовке и выпуску спектаклей.
Пристройка к зданию театра с сохранением архитектуры и облика здания позволит создать полноценный театральный комплекс, увеличив полезную площадь и изменив инфраструктуру театра, как в зрительской части, так и в служебной. Долгожданная реконструкция с пристройкой к зданию театра — само по себе станет историческим событием.
— Вы можете назвать должность директора театра ― творческой?
Безусловно. Театр существует благодаря сотворчеству и каждый человек в театре причастен к тому, что создается и живет в театре.
Конечно, директор должен разбираться в актерском мастерстве, режиссуре, музыке, изобразительном искусстве, технических особенностях сцены, при этом создавая условия для творческого процесса работы над спектаклем не вмешиваясь. От создания понятной, человеческой, рабочей и творческой атмосферы в театре зависят очень многие процессы и результат. И, конечно же, основой этого всегда являются отношения между людьми, и их отношение ко всему происходящему в театре.
В книги «Дневники директора императорских театров 1898-1901» В. А. Теляковского, удивительным образом описаны процессы, события, подчас как драматичные, так и комичные, ежедневные вопросы рабочего дня, которые приоткрывают «прелести» профессии директора театра. Прошло больше века, а жизнь, проблемы, вопросы и коллизии, такие же что и прежде, с поправками лишь на время.
Руководителю театра всегда необходима дипломатичность, умение выстраивать отношения и процессы иногда между абсолютно разными по складу, характеру людьми, реакция на изменение условий, обстоятельств и конечного безоговорочная ответственность за принимаемые решения перед собой и коллективом, потому что театр, это в первую очередь люди. Своего рода, это тоже искусство, искусство управлять.
Очень важным мотивом для всего коллектива театра, конечно же, является признание наших актеров в финале спектакля. Когда нарастающий звук аплодисментов, оваций заполняет зал, я очень горжусь ими. Такая возможность испытывать счастье вместе всем, кто причастен, есть только в театре!
Фото из архива Брянского драматического театра