Интервью с руководителем Брянского УФАС России Сергеем Александровичем Ведерниковым об отмене внутрисетевого роуминга
— Здравствуйте, Сергей Александрович. В настоящее время активно обсуждается вопрос отмены роуминга. Какую роль в данном процессе сыграла антимонопольная служба?
— Здравствуйте! ФАС России оказало непосредственное влияние на процедуру отмены роуминга. Напомню, В июле 2017 года ФАС России выдала «большой четверке» — МТС, Мегафон, Билайн, Теле 2 предписание о ликвидации внутрисетевого роуминга. Операторам связи до августа 2017 надлежало изменить все действующие тарифные планы, исключив из них необоснованную разницу цен при нахождении абонента в «гостевом» регионе.
С августа 2018 года ликвидирован «внутрасетевой роуминг»: Цены на смс, передачу данных и исходящие голосовые соединения в поездках были установлены на том же уровне, что и в домашнем регионе. Входящие звонки бесплатны. Также, операторы внесли изменения в «пакетные» тарифные планы, согласно которым при поездках за пределы домашнего региона пакеты минут, SMS, передачи данных расходуются из предоплаченного пакета.
С 01 июня 2019 вступили в силу поправки к Федеральному закону «О связи», распространившие требования о ликвидации роуминга на всех операторов сотовой связи, не только на тех, которые занимают доминирующее положение.
Очень важно, что федеральный закон ввел требование о бесплатных о входящих в случаях, когда абонент выезжает за пределы сети связи своего оператора связи. Особенно чувствительно это для граждан, приезжающих в Республику Крым и Севастополь из других регионов России.
— Как вы считаете, приведет ли (привела ли) отмена роуминга к повышению цен на услуги сотовой связи?
— Нет, отмена роуминга ни в какой мере не может являться основанием для повышения цен на услуги связи. Как было установлено в ходе рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, установление «надбавок» или более высоких тарифов в поездках по стране являлось экономически, технологически необоснованным — то есть никаких дополнительных затрат у операторов связи в случаях, когда абонент уезжал из домашнего региона, не возникает.
По факту, со времени отмены роуминга (с апреля и августа 2018 года), повышение цен было зафиксировано только в январе 2019 года, и оно было связано с повышением НДС до 20%. Иного повышения не выявлено.
— Сергей Александрович, распространяется ли отмена роуминга только на голосовые соединения?
— Нет, отмена роуминга распространяется на все услуги сотовой связи — звонки (как входящие, так и исходящие), CMC и Интернет.
-Скажите, какую ответственность будут нести операторы связи, которые или не отменили роуминг, или снова его введут?
— В случае, если предполагаемое нарушение будет совершено операторами, занимающими доминирующее положение (по состоянию на текущий момент это МТС, Билайн, МегаФон и ТЕЛЕ2), их действия будут рассмотрены на предмет наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства, тогда такое нарушение уже будет квалифицироваться как повторное.
Поскольку отмена роуминга установлена Федеральным законом «О связи», в случае, если операторы, не занимающие доминирующее положение, нарушат требования Закона о связи, их действия, по мнению ФАС России, могут быть оспорены в гражданско-правовом порядке с соблюдением досудебного порядка урегулирования споров (оператору связи необходимо направить претензию). В случае, если претензия не будет удовлетворена или будет удовлетворена частично, абонент вправе обратиться в суд за защитой своих гражданских прав.
— Какие меры необходимо предпринять в случае выявления нарушений, например, выявление факта действия роуминга.
— В случае если замечено нарушение со стороны оператора связи, необходимо обратиться с заявлением в антимонопольный орган. Обратиться в антимонопольный орган можно как в письменном виде, так и в электронной форме на сайте ФАС России, Брянского УФАС России с учетом требований к содержанию заявления, установленных ч.1 ст. 44 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №125-ФЗ.