Интервью заместителя руководителя Управления Росреестра по Брянской области Наталии Коноваловой об электронных услугах ведомства
Корреспондент: Наталия Сергеевна, добрый день!
Коновалова: Добрый день!
Корреспондент: В век цифровых технологий все больше государственных услуг предоставляется в электронном виде. Как обстоят дела с электронными услугами Росреестра? Они востребованы в Брянской области?
Коновалова: Мы наблюдаем последовательный рост обращений за услугами Росреестра в электронном виде. В прошлом году поступило в электронном виде более 93% заявлений от органов власти и органов местного самоуправления и почти 50% от юридических и физических лиц (в 2021г. доля таких заявлений составляла 86% и 22%, соответственно).
Корреспондент: А в чем преимущество электронной подачи документов?
Коновалова: Преимущества электронного способа представления в Росреестр документов налицо:
во-первых, это экономия времени;
во-вторых, удобство, так как подавать документы можно не выезжая из своего дома или офиса;
и в-третьих, это сокращенный срок электронной регистрации (не более 2-3 рабочих дней вместо 9-ти, предусмотренных законом, а в некоторых случаях электронная регистрация проводится всего за сутки – как например в случае с электронной ипотекой).
Корреспондент: Наталия Сергеевна, как мы понимаем, значительная часть электронных заявок подается органами государственной власти и органами местного самоуправления. Это заявления в отношении государственных и муниципальных объектов недвижимости?
Коновалова: Не только. В соответствии с действующим законодательством, в целом ряде случаев органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обратиться с заявлением о постановке объектов недвижимости на кадастровый учет (например, приняв решение о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) либо о регистрации прав за физическим или юридическим лицом (в случаях, когда право собственности, аренды, постоянного бессрочного пользования, оперативного управления и т.д. возникает на основании акта либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления).
При этом, взаимодействие органа власти или органа местного самоуправления и Росреестра происходит в указанных случаях без участия физических и юридических лиц, а с 1 января 2023 г. исключительно в электронном виде, что, безусловно, проще, быстрее и удобнее для всех сторон.
Корреспондент: Влияет ли всё вышесказанное на «разгрузку» многофункциональных центров?
Коновалова: Безусловно влияет. Электронный документооборот с органами государственной власти и местного самоуправления исключает ранее обязательные этапы – посещение офисов МФЦ, формирование заявок и пакетов документов в МФЦ и перенаправление материалов в Росреестр и обратно. Переход на удаленный формат взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления позволяет сотрудникам МФЦ выделить больше времени для приема заявлений у граждан и представителей юридических лиц.
Корреспондент: А через какие сервисы могут электронно подать документы граждане и юридические лица?
Коновалова: Для удобства заявителей предусмотрено несколько способов подачи документов в Росреестр в электронном виде: через сайт Росреестра (в личном кабинете правообладателя); через сайт Госуслуг; через нотариусов, застройщиков, кадастровых инженеров и кредитные организации.
Корреспондент: Нужна ли для этого заявителям электронная цифровая подпись?
Коновалова: Да, нужна. Для ее создания сейчас можно воспользоваться мобильным приложением «Госключ». Полученная заявителем посредством данного сервиса электронная подпись предоставляет собой полный аналог усиленной неквалифицированной или квалифицированной электронной подписи, которая требуется для подачи документов в электронном виде.
Для получения Госключа потребуются: подтверждённая учетная запись на Госуслугах; телефон с NFC; загранпаспорт нового поколения. Более подробно о «Госключе» можно узнать на портале Госуслуг.
Также получить сертификат электронной подписи можно в удостоверяющем центре.
Корреспондент: Спасибо за беседу. И в заключении вопрос о ближайших планах на будущее в развитии электронных услуг?
Коновалова: Активный курс Росреестра направлен на электронизацию и увеличение доли услуг, оказываемых в цифровом формате. Предполагается, что к 2024 году большинство учетно-регистрационных действий будут совершаться в течение суток, а ряд сделок будет регистрироваться практически онлайн.
Кроме того, с 1 января 2024 года Росреестр полностью перейдет на электронное взаимодействие с юридическими лицами, поэтому в ближайших планах – довести до наших коллег — юридических лиц, в т.ч. застройщиков и кредитных учреждений, информацию о необходимости уже сейчас осваивать электронную подачу заявлений.