К 100-летию плана ГОЭЛРО Брянская ГРЭС — Опытная станция по сжиганию фрезерного торфа

2020, 25 ноября 12:01 Деловые новости
К 100-летию плана ГОЭЛРО Брянская ГРЭС — Опытная станция  по сжиганию фрезерного торфа

К 100-летию плана ГОЭЛРО Брянская ГРЭС – Опытная станция  по сжиганию фрезерного торфа

Почти 100 лет назад, 22 декабря 1920 года, на YIII Всесоюзном Съезде Советов был утверждён план ГОЭЛРО, по которому в течение 10-15 лет намечалось построить 30 районных электростанций. ГОЭЛРО — Государственная комиссия по электрификации России — орган, созданный 21 февраля 1920 года для разработки  проекта электрификации России после Октябрьской революции 1917 года. Аббревиатура часто расшифровывается также как Государственный план электрификации России, то есть продукт комиссии ГОЭЛРО, ставший первым перспективным планом развития экономики, принятым и реализованным в России после революции. Одним из пунктов документа было строительство Брянской ГРЭС.

К столетию плана ГОЭЛРО филиал «Россети Центр Брянскэнерго» провёл большую работу по восстановлению исторических событий, предшествующих электрификации Брянской области. Сотрудники собирали информацию по крупицам: обращались к документам, которые передали в филиал родственники энергетиков, работавших в энергетической отрасли региона, изучили немало исторических документов, хранящихся в Государственном архиве Брянской области: справки, отчёты,  газетная хроника в период строительства станции — в 1927 — 1931 годах,  фотоматериалы.  Благодаря кропотливому труду удалось восстановить историческую картину развития энергосистемы Брянской области. Эксклюзивные данные, приведённые в публикуемых материалах, по большей части впервые предоставляются для ознакомления широкой общественности.

(Статья вторая. Первая опубликована в №47 на с. 4 )

Точка отсчёта

В плане  ГОЭЛРО о БРЭС говорилось:

«Брянская станция предназначается для электрификации Брянско-Жиздринского района с крупнейшими металлургическими и машиностроительными заводами. Мощность её предположена в связи с потребностью данного района в 40 тыс. кВт. Топливом для этой станции могут служить торф с имеющихся в районе залежей топлива, отбросы от лесных разработок громаднейшего лесного массива, уголь, подвозимый рельсовым путём, или газы от доменных и коксовальных печей…».

Непосредственное начало строительству положило Постановление Совета труда и обороны (СТО) от 6 мая 1927 года. В нём сказано о том, что «решено организовать строительство торфяной РЭС «на болоте «Пальцо» у железной дороги станции Белые Берега Московской Киево-Воронежской ж. д. в Брянской губернии, а также кустование существующих электростанций промышленного р-на с установкой турбогенератора 11.000 кВт на эл. станции «Красный Профинтерн». Второго июля того же года Положение о строительстве было утверждено приказом ВСНХ СССР.

Преимущество тепловых электростанций — стабильный режим работы независимо от сезона

Перед тем, как начать рассказ о строительстве Брянской ГРЭС, следует сказать несколько слов об этом типе электростанций. Аббревиатура ГРЭС расшифровывается как государственная районная электрическая станция. В данном случае под названием «район» имеется в виду территория, объекты которой входят в зону обслуживания станции.

Эффективность работы ГРЭС гораздо выше, чем, например, гидроэлектростанции (ГЭС). Ведь она может работать в стабильном режиме круглый год, независимо от температуры воздуха. Главное, чтобы был своевременный подвоз топлива. Тепловая станция имеет довольно сложную хозяйственную организацию, состоящую из многих систем. Кроме котельного обеспечения и паротурбогенератора, в комплекс входит топливное и водяное снабжение, электрическая часть, системы удаления шлаков и химочистки. В главном корпусе находится пункт управления процессами, которое обеспечивается работой многочисленной контрольно-измерительной аппаратуры.

К 100-летию плана ГОЭЛРО Брянская ГРЭС – Опытная станция  по сжиганию фрезерного торфа

Тепловые станции, строящиеся в те годы, обладали общим серьёзным недостатком — они производили обильный выброс дыма и твёрдых частиц. Это оказывало чрезвычайно негативное воздействие на окружающую среду в радиусе десятков километров.   Однако с этим недостатком приходилось мириться, потому что польза от ГРЭС была значительно выше, чем наносимый ущерб природе.

Именно такую электростанцию собирались построить и запустить в Белых Берегах. На речке Снежеть намечалось возвести плотину и создать таким образом водохранилище, пригодное для забора воды, а неподалёку от Белых Берегов возле посёлка Пальцо нашлось обширное торфяное болото, куда во время строительства была проложена узкоколейная железная дорога.

Журнал «Теплосила» назвал БРЭС крупнейшей в СССР лабораторией промышленного масштаба

Ведомственный журнал «Теплосила» в начале тридцатых годов информирует своих читателей: БРЭС «претендует на звание крупнейшей в Союзе лаборатории промышленного масштаба по испытанию различных топочных устройств для сжигания фрезерного торфа». В чём же заключается новый метод торфосжигания? Обратимся к статье главного инженера БРЭС
П. Комиссарова, помещённой в одном из майских номеров газеты «Брянский рабочий» за 1930 год, в которой объясняется, что стоимость электричества, производящегося на тепловых электростанциях, во многом зависит от стоимости топлива и его теплоотдачи. «Что касается торфа, то на его стоимость, — говорится в статье, — влияет метод добычи». Автор поясняет, что добыча торфа традиционным — машинно-формовочным — способом требует дорогостоящего оборудования. Поэтому фрезерный способ добычи более дёшев, чем кусковой. Так капитальные затраты на тонну торфа, полученного машинно-фрезерным способом, составляли от 18 до 24 рублей, фрезерного же —  от 9 до 12 рублей.

Что не менее важно, сжигание фрезерного торфа даёт больший эффект, чем полученного машинно-формовочным способом. Проблема, однако, заключалась в том, что для сжигания фрезерного топлива необходимо специальное оборудование, которого пока не было нигде в мире. Поэтому советским учёным в спешном порядке пришлось разработать целый ряд недорогих конструкций топок, предназначенных именно для этого вида топлива.

Особо отмечается в статье, что «помимо удешевления энергии, применение фрезерного торфа укрепляет сырьевую базу БРЭС, потому что с каждого торфяника при фрезерном способе добычи можно взять примерно на 10 процентов торфа больше, чем при машинно-формовочном способе, так как не остаётся мёртвых площадей и глубоких окраин». Этот способ позволяет использовать и те болота, которые при других способах добычи останутся незадействованными.

Что же представляет из себя фрезер? Это машина для полировки площадей, употребляемая в сельском хозяйстве. Использование её для добычи торфа требует лишь небольших изменений фрезерующих ножей. Сконструированная советскими инженерам фреза  была прикреплена к трактору системы «ФП». В статье сообщается, что испытание агрегата «дало блестящие результаты», и применение этой конструкции даст возможность «отказаться от ввоза заграничного оборудования, так как отечественное оборудование стоит 3500 рублей, заграничное «Сименс-Шуккерт» — 13 000
рублей».

Другими словами, на Брянской ГРЭС планировалась установка самого прогрессивного из существующих на тот момент в мире оборудования, позволяющего наиболее эффективно использовать топливо для получения электро-энергии. И разработки эти принадлежали
советским учёным.

К 100-летию плана ГОЭЛРО Брянская ГРЭС – Опытная станция  по сжиганию фрезерного торфа

Читайте также


Новости регионов


02.04.2025 11:45
По «золотому кольцу»
О состоянии проходящих через Смоленщину федеральных дорог говорили в ходе прошедшей встречи губернатор Василий Анохин и глава Федерального дорожного агентства Роман Новиков. Стороны подписали допсоглашение к меморандуму о развитии федеральной, региональной и местной дорожной сети Смоленской области.   Одна из тем обсуждения – ремонт трассы Р-132 «Золотое кольцо». На эти цели уже заложены федеральные средства, которые
02.04.2025 11:44
Накануне посевной
1500 тонн минеральных удобрений получат бесплатно смоленские аграрии от ПАО «Дорогобуж». Хорошей новостью с сельхозпроизводителями поделился губернатор Василий Анохин, который провёл в Москве рабочую встречу с вице-президентом ПАО «Акрон» Владимиром Кантором и генеральным директором ПАО «Дорогобуж» Владимиром Куницким. Стороны обсудили вопросы сотрудничества по развитию АПК и реализации ряда социальных проектов. Известно, что большую часть удобрений
02.04.2025 11:43
К полёту готов!
Полный цикл производства беспилотников планируют запустить в Смоленске. Вопросы создания центра по разработке и изготовлению дронов обсудили в ходе рабочей встречи в Москве губернатор Василий Анохин и министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов. Как отметил губернатор, для запуска такого производства в регионе есть всё необходимое: компетенции, материально-­техническая база, а также действующие компании по изготовлению деталей и частей аппаратов. «Нужно объединить эти ресурсы в единую мощную организацию,
02.04.2025 11:41
Сохраним и отстроим
Регион получит федеральную поддержку на реализацию ряда проектов. Совет Федерации единогласно одобрил все предложенные правительством региона проекты по развитию здравоохранения, транспортной, спортивной инфраструктуры и сохранению культурного наследия на Смоленщине. «Это главный итог «Часа субъекта РФ» на пленарном заседании СФ – ключевого события Дней Смоленской области в верхней палате парламента», – подчеркнул губернатор Василий Анохин. Напомним,
26.03.2025 10:54
Слышать и знать
В Десногорске установят мемориал для увековечения памяти защитников Отечества, погибших в зоне специальной военной операции. Об этом сообщил губернатор Василий Анохин – вопрос обсуждался на встрече с участниками СВО и их семьями, которая состоялась в городе атомщиков на прошлой неделе. «Пообщались, обсудили много важного. Мы должны слышать и знать, что волнует семьи наших защитников, заботиться о них в это непростое время. Обсудили медицинскую и социальную реабилитацию
26.03.2025 10:53
Пассажирское сообщение
«Дороги и транспорт сегодня в центре внимания», – заявил губернатор Василий Анохин, который на прошлой неделе посетил выставку коммунальной и дорожной техники в центре Смоленска (транспортные средства представили ведущие российские и белорусские компании), а после принял участие в заседании итоговой коллегии профильного регионального ведомства. «За последние 5 лет в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» построены,
Город32
О проекте Персональные данные Рекламодателям Партнёрам Правовая информация Карта сайта Архив
Go32.ru оперативно публикует актуальные новости Брянска и Брянской области. Политика, экономика, спорт, культурная жизнь, происшествия в Брянске. Все, о чем становится известно нам, мы тут же сообщаем нашим читателям. © 2011—2025

Статистика


Яндекс.Метрика