На электричестве и газе? О том, как развивается общественный транспорт в регионе
«Готовь сани с весны, а колёса с осени», — гласит народная мудрость. Однако брянские транспортники за своими железными конями приглядывают круглый год. Тем более, что обслуживать новые машины — одно удовольствие.
Сотни маршрутов
Каждое последнее воскресенье октября в России отмечают День работников автомобильного транспорта. В этом году профессиональный праздник выпадает на 29-е число, а отмечать его будут на Брянщине в 57-й раз.
- Сегодня транспортная система региона — это сложный механизм, в котором задействованы десятки различных предприятий, где трудятся тысячи высококвалифицированных сотрудников, — рассказывает заместитель губернатора Николай Лучкин. — Руководство транспортной политикой и координация организации транспортного обслуживания в регионе по межмуниципальным маршрутам возложена на департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области. Правительство области и департамент руководствуется основными принципами — это, прежде всего, безопасность пассажиров, качество обслуживания населения, доступность транспортных услуг, а также контроль за тем, чтобы общественный транспорт ходил по расписанию. Необходимо отметить, что организацию транспортного обслуживания в районах области осуществляют органы местного самоуправления.
Но если на цену проезда в муниципальном общественном транспорте местные власти могут влиять, то там, где тариф нерегулируемый, действуют законы рынка.
Миллионы пассажиров
В 2022 году по межмуниципальным маршрутам внутри области с регулируемым тарифом было перевезено 2,7 миллиона человек. В Брянске муниципальными автобусами воспользовалось 38,8 миллиона человек, ещё 4,8 миллиона пассажиров предпочли перемещаться на троллейбусе, а на пригородных электричках проехало 3,6 миллиона человек.
Такой пассажиропоток стал возможным потому, что за прошедшие шесть лет основательно обновили автопарк — приобрели 579 автобусов различной вместимости за счёт областного бюджета. Только в прошлом году закупили 72 автобуса более чем на полмиллиарда рублей. В этом году из региональной казны выделили ещё 149 миллионов рублей, на которые в июле приобрели 27 автобусов различной вместимости. Плюс за счёт специальных кредитов Федерального казначейства планируют купить 79 автобусов на 500 миллионов рублей. Эти машины собираются передать предприятиям с государственной долей собственности (АО «Брянская автоколонна №1403» и ООО «Новозыбковское ПАТП»).
На 2024 год планируют заложить 176 миллионов рублей на приобретение 30 автобусов. Их распределят между муниципальными образованиями для обеспечения транспортного обслуживания сельских территорий.
Не забывают и про льготные категории пассажиров. Так, на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в связи с осуществлением перевозок льготников, организациям-перевозчикам из областного бюджета ежегодно выделяют субсидии. В 2022 году размер этих выплат составил 131,3 миллиона рублей, а на 2023-й предусмотрено 135,6 миллиона рублей.
Чище воздух
Закупают и экологически чистый транспорт — электрический. Так, до 2030 года хотят обновить парк троллейбусов в Брянске. Кроме того, планируют приобрести автобусы на газомоторном топливе по мере развития сети газовых заправок — АГНКС.
Всего на обновление инфраструктуры Брянского троллейбусного управления, в том числе депо, тяговых подстанций, контактной сети и парка подвижного состава, планируют получить на условиях софинансирования немалый кредит — почти в два миллиарда рублей.
С прошлого года в Брянское троллейбусное управление поступило 36 новых троллейбусов. Также 31 троллейбус закуплен по льготному лизингу и уже работает на линии. До конца года по этой программе приобретут ещё 10 троллейбусов. А 23 — закупит троллейбусное управление за счёт собственных средств. Итого к концу года на предприятии появится 100 новых троллейбусов.
Таким образом, инвестпроект «Модернизация городского общественного транспорта» в Брянске на 2022 — 2023 годы позволит восстановить полноценную работу троллейбусных маршрутов. А кроме того, улучшит экологическую ситуацию в столице региона.
На дальнейшую эволюцию транспортного обслуживания на Брянщине направлен нацпроект «Безопасные качественные автомобильные дороги», а также утверждённые программы комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) региона и Брянской городской агломерации, комплексная схема организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом.
Так, в недалёком будущем предусматривается строительство и реконструкция автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, железнодорожных путей общего пользования, линий пассажирского внеуличного транспорта (включая рельсовые пути и объекты энергоснабжения электрического транспорта), мостов, тоннелей путепроводов… Большое внимание уделят не только новому строительству, но и капитальному ремонту уже существующих автотрасс, на которых планируют запускать и новые маршруты регулярных перевозок.
Технологичнее процесс
О внедрении в Брянске интеллектуальных транспортных систем (ИТС), помогающих улучшить управление дорожным движением в городе, «АиФ-Брянск» подробно рассказывал ранее. Напомним: была проведена модернизация семи светофоров по проспекту Станке Димитрова — в них, в частности, заменили светодиодные панели и дорожные контроллеры, установили детекторы транспорта. А также подготовили материально-техническую базу для создания центра управления дорожным движением.
И работу в этом направлении продолжили в нынешнем году. Модернизировали ещё пять светофоров в Советском районе областного центра, а также создали подсистему мониторинга транспортных потоков. Для анализа и координации работы системы в зависимости от складывающихся метеорологических условий оборудовали метеорологическую станцию.
Для жителей города стала уже привычной электронная оплата проезда в общественном транспорте. Стало проще и отслеживать движение автобусов и троллейбусов — время их прибытия теперь указано на электронных табло.
- В современном мире, — уверен губернатор Брянской области Александр Богомаз, — динамичное развитие экономики и социальной сферы, надёжная и бесперебойная деятельность предприятий и организаций, своевременная помощь врачей и спасателей, оперативность доставки пассажиров и грузов невозможна без эффективной работы автотранспортного комплекса.
На его развитие и нацелена вся работа сотрудников транспортной сферы, которым есть чем гордиться в преддверии своего профессионального праздника.
Геннадий НЕВЕРОВСКИЙ
Фото t.me/avbogomaz