Наследники Архимеда
30 октября – в День механика в России – отмечают профессиональный праздник инженерно-технические работники АО «Транснефть – Дружба», которые трудятся практически во всех подразделениях общества.
Беспокойное хозяйство
Рабочий день начальника участка обслуживания механо-технологического оборудования (МТО) линейной производственно-диспетчерской станции «Унеча» Николая Романенко стартует гораздо раньше официального начала: необходимо узнать у дежурного оператора, не было ли отклонений в работе оборудования. Впрочем, само понятие «рабочий день» для дружбинского инженера-механика довольно условное: нужно быть наготове и ночью, в выходные и праздники – для обеспечения бесперебойной транспортировки нефти и нефтепродуктов механо-технологическое оборудование должно круглосуточно функционировать слаженно и надежно. А в ведении инженеров-механиков его – целый арсенал: магистральные и подпорные насосы, фильтры – грязеуловители, регуляторы давления, запорная арматура, грузоподъемные механизмы, системы пожаротушения, вентиляции, водоснабжения… И все «беспокойное хозяйство» большой станции надо постоянно осматривать, поддерживать заданные параметры, проводить техническое обслуживание.
«На «Унече» действует узел ввода противотурбулетной присадки – он тоже под нашим контролем: корректируем расход, меняем емкости, — рассказывает Николай Романенко. – Завершается строительство двух новых резервуаров, в связи с этим вводятся две канализационные насосные станции, три помещения электроприводных задвижек с запорной арматурой, поставлен дополнительный насос на станции пожаротушения – словом, станция растет, и наша сфера ответственности — вместе с ней».
Будь здоров, насос!
Знаменитые слова Гиппократа о том, что болезнь легче предупредить, чем вылечить, актуальны и для механо-технологического оборудования. Под руководством начальника участка ремонта и наладки МТО базы производственного обслуживания Брянского филиала АО «Транснефть – Дружба» Максима Зубко – восемь выездных бригад: специалисты по основному оборудованию, системам сглаживания волн давления, вспомогательным системам… Каждую неделю они спешат на линейную часть трубопроводов, на станции, где требуются планово-предупредительные ремонты: заменить насос, подготовить оборудование к гидравлическим испытаниям, выполнить пусконаладочные работы.
«Для любого агрегата установлены циклы его жизнедеятельности, по истечении которых должны проводиться ремонтные мероприятия», — говорит Максим Зубко. – Проводим и текущие, и средние ремонты, чтобы предупредить серьезные нештатные ситуации».
От морских инженеров – до нефтепроводных асов
Праздник инженеров-механиков берет отсчет с 1854 года, когда на российском флоте был образован их специализированный корпус. А вообще специалисты механических устройств и систем считают отцом своей профессии самого знаменитого механика древности — Архимеда. И сегодня, чем технологичнее отрасль производства, тем больше востребованы их знания и навыки.
«Так же, как невозможно представить себе нефтеперекачивающую станцую без механо-технологического оборудования, так и без участия инженеров-механиков, которые занимаются его обслуживанием, ремонтом, заменой, немыслим процесс транспортировки нефти и нефтепродуктов», — считает главный механик Александр Нестеров.
Инженеры-механики компании трудятся на 35 перекачивающих станциях, четырех базах производственного обслуживания, в конструкторско-технологическом бюро, производственном цехе и других структурах производственно-эксплуатационного управления, в аппаратах управления предприятия и его филиалов.
Масштаб их работы не ограничивается обслуживанием и ремонтом: это и диагностика оборудования, неразрушающий и вибродиагностический контроль его состояния, периодические регламентные работы по испытанию и подтверждению работоспособности, планирование модернизации узлов и систем.
Сегодня компания эксплуатирует 7,5 тыс. км магистральных трубопроводов на территории 11 регионов. И задает движение нефти и нефтепродуктов от Самары до западных границ России безостановочная работа сотен насосов, приводов, двигателей, огромного множества оборудования – и труд настоящих мастеров своего дела: инженеров-механиков.