От расточника до директора. Леонид Кайков: «В 150-летие завода БМЗ внёс вклад каждый сотрудник»

2023, 03 августа 15:32 Деловые новости
От расточника до директора. Леонид Кайков: «В 150-летие завода БМЗ внёс вклад каждый сотрудник»

В июле крупнейшее предприятие региона — Брянский машиностроительный завод — отметило важную веху в своей истории: 150 лет со дня основания. Полтора века — это значимая дата, в том числе для сотрудников, некоторые из которых всю жизнь связали с работой.

К труду приучен с детства

От расточника до директора, изображение №2

Одним из таких патриотов родного завода является Леонид Кайков — директор производства. Его трудовой стаж составляет 50 лет, из них 46 — на машиностроительном заводе. Так что его личный вклад в юбилейные 150 лет весьма весомый. Труд Леонида Викторовича недавно отметил Президент России Владимир Путин, подписавший указ о награждении Кайкова медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Как и родной завод, Леонид Кайков отмечает день рождения в июле. Он появился на свет в 1955 году в Мглинском районе, в деревне Харновке, которая расположена на берегу речки Воронусы — притока Ипути. Мог ли маленький Лёня, бегающий вместе со своими сверстниками купаться и запускать кораблики на маленькую речку, предполагать, что детища его трудов будут использоваться на всех морях и океанах нашей планеты?!

От расточника до директора, изображение №3

Леонид родился в семье сельских учителей. Отец преподавал историю, мама — учительница начальных классов. В многодетной семье было пятеро сыновей. Леонид Викторович до сих пор удивляется, как мама успевала всех их накормить, обстирать, собрать. Крутилась как белка в колесе, чтобы везде успеть: на кухне, во дворе, на работе, при том, что тогда женщины не сидели в декретных отпусках. Вероятно, секрет в том, что все в семье помогали по хозяйству родителям и друг другу. Если мама шла полоскать бельё в проруби, то кто-то обязательно нёс ведро или корзину с вещами. С малых лет ходили на сенокос, собирали в лесу шишки, грибы, ягоды, щавель, резали и драли лозу. Все братья были приучены к труду. Кроме этого родители-учителя привили и тягу к знаниям. Поэтому со временем все дети получили высшее образование. Леонид выбрал путь машиностроителя.

Отслужив срочную службу в армии, в 1976 году устроился на брянский завод. И прошёл там путь от токаря-расточника в дизельно-механическом цехе до директора производства всего предприятия.

  • Горжусь тем, что не пропустил ни одной ступеньки в «лестнице» заводских должностей, — улыбаясь рассказывает Леонид Кайков. — Вообще-то трудовой стаж у меня более полувека. Работать начал ещё до армии, в 1973 году, когда после окончания школы пришёл в совхоз «Шумаровский» Мглинского района. Но через три года попал на наш завод — в итоге с ним, с производством дизельных двигателей и связал свою судьбу.

Из «постели» — в дальнее плавание

Более четверти века Леонид Викторович стоит у руля дизельного машиностроения. Большую часть работы на заводе посвятил производству судовых малооборотных двигателей и до сих пор с теплом вспоминает это время, относясь к каждому выпущенному за ворота дизелю как к родному ребёнку. А их было произведено более тысячи!

  • На изготовление судового двигателя уходило девять месяцев. День в день. Вот и схожесть с рождением ребёнка, которого тоже вынашивают девять месяцев. Кстати, не удивляйтесь, но появление любого дизельного двигателя начинается с… постели, — говорит Леонид Кайков, кабинет которого увешан фотографиями разных типов судов. — Постель двигателя — это основание, сложнейшее изделие, в которое затем укладывается вал двигателя. По-этому сначала изготавливается постель, а затем всё остальное.

Трудно сказать, чем руководствовалось Советское правительство в конце 1950-х годов, размещая производство судовых дизелей вдали от моря в Брянске. В дальнейшем продукцию предприятия отправляли на судостроительные заводы в Ленинграде, Николаеве, Херсоне. Из-за удалённости получателя готовый двигатель, высота которого была с пятиэтажный дом, приходилось вновь разбирать до винтика, упаковывать и отправлять железной дорогой. Один двигатель мог занимать до 15 вагонов. Логично было бы налаживать такое производство рядом с судостроительным заводом, но пришлось производить морскую продукцию за сотни километров от морей.

Первый брянский двигатель был выпущен 19 сентября 1961 года. Он так и назывался ДБ-1 (Дизель Брянский). Двигатель установили на судно, названное в честь места рождения его железного сердца — «Бежица». С нашим надёжным дизелем теплоход прошёл сотни тысяч морских миль. Выполнил серьёзные государственные задачи, в том числе в интересах советской космической программы.

За всё время на БМЗ было не только освоено производство более десяти типов судовых двигателей, производимых по лицензии, но разработан и выпущен свой собственный отечественный ДБ-10. Мощность производимых дизелей доходила до 21 600 лошадиных сил.

Конец 1960-х и 70-е годы прошлого века стали «золотым десятилетием» выпуска брянских дизелей — их каждый год изготавливали по 40 и более штук. Брянские специалисты-дизелисты вместе со своими машинами прошли на морских судах сотни миль во всех океанах, следя за исправной работой нашей продукции.

От расточника до директора. Леонид Кайков: «В 150-летие завода БМЗ внёс вклад каждый сотрудник»

В сложное для всей страны время производство судовых двигателей, половина которых продавалась за рубеж по валютным контрактам, помогло выжить заводу, сохранить производственные мощности. Сегодня над переоборудованным бывшим дизельно-механическим цехом возвышаются трубы от испытательных стендов — они уже демонтированы, и трубы не действуют, но руководство завода оставило их как память о выдающемся периоде работы предприятия.

Сейчас на заводе не производят судовые дизели. Последний был продан в Болгарию в 2009 году, а один, оставшийся невостребованным, установлен в виде памятника на территории предприятия в честь тех сотен машиностроителей, которые вложили труд, посвятили свои жизни эпохе брянского судового дизелестроения.

Открывая новые горизонты

С 2002 года завод входит в состав «Трансмашхолдинга» и является сегодня не только флагманом тяжёлой промышленности Брянщины, но и лидером отрасли железнодорожного машиностроения в России. Мощности позволяют выпускать локомотивы как для Российских железных дорог, так и для коммерческих компаний. В Брянске организовано уникальное для страны крупносерийное производство магистральных грузовых и маневровых тепловозов, востребованных и на международных рынках.

Уже на новом этапе развития на заводе был организован и налажен выпуск новых магистральных грузовых тепловозов «Пересвет» с коллекторным приводом, а также производство первого в России тепловоза с асинхронным приводом «Витязь» — проектировали его специально для работы в сложных условиях Байкало-Амурской магистрали.

«За полтора века своей работы завод внёс неоценимый вклад в развитие российского транспортного машиностроения, модернизацию производства и освоение передовых технологий… От всей души желаю коллективу крепкого здоровья, мира, добра, а заводу дальнейшего развития и плодотворной работы на благо Брянской области и России!» — пожелал в своём поздравлении губернатор Александр Богомаз.

  • Юбилей завода — это не просто значимая дата для крупнейшего российского предприятия, — подчёркивает Леонид Кайков. — За всей этой работой стоят люди. Мы помним имена Губонина, Голубева, Крахта, Тенишева, Ильина — всех тех, кто в 1873 году основал завод и дал ему динамичное поступательное движение. Помним тех, кто стоял у станков в годы возрождения после гражданской войны и разрухи, тех, кто ковал оборону страны перед войной, кто запускал завод в эвакуации, тех, кто вновь возрождал его в Брянске после войны. Люди — вот главная ценность завода. Спасибо всем ветеранам труда, сегодняшним сотрудникам, их семьям за то, что они и есть Брянский машиностроительный завод!

Кстати

От автора: «Впервые о брянских дизелях прочёл в произведении известного советского писателя-мариниста Льва Скрягина «Книга о якорях», которая была издана в 1973 году. В предисловии автор высказывал благодарность гарантийному инженеру-механику Радомиру Орловскому с БМЗ, с которым Скрягин работал на кувейтском теплоходе «Аль Сабахия», имеющим брянский двигатель».

Григорий КОЖУРИН

Фото автора и пресс-службы БМЗ

Читайте также


Новости регионов


12.02.2025 12:57
Пришло время героев
В регионе будут готовить управленцев из числа ветеранов СВО. С весны прошлого года по поручению Президента РФ Владимира Путина реализуется масштабная программа для участников специальной военной операции «Время героев». Её первые выпускники, получившие необходимые компетенции, стали кадровым подкреплением для гражданских ведомств, предприятий и общественных организаций по всей стране. В нашем регионе также будет запущен аналог
12.02.2025 12:51
Смоленщина» Твардовского
На Смоленщине выпустили уникальный сборник стихов А.Т. Твардовского.Уникальная книга, в которой на каждой странице — виды и образы родной Смоленщины, вышедшие из-под пера поэта, писателя, военного корреспондента Александра Трифоновича Твардовского. Сборник презентовали в Штабе общественной поддержки в Смоленске – в дату, когда поэт был награжден орденом Ленина за его поэму «Страна Муравия». Поддержку в издании
12.02.2025 12:49
«Мы не спим по ночам»
Смоляне жалуются на шум от работы клуба. Жители дома №20а по улице 8 Марта в Смоленске обратились к председателю областной Думы Игорю Ляхову с жалобой на шум от компьютерного клуба, расположенного на первом этаже их жилого дома. Проблема была озвучена на личном приеме граждан, который Игорь Ляхов провел в региональной приемной Президента Российской Федерации. Инициативная
12.02.2025 12:48
Пойдём погуляем?!
В 2025 году в Смоленской области планируется обновить 46 дворовых и 26 общественных территорий. Кроме того, продолжится реализация трёх успешных проектов–победителей Всероссийского конкурса создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях: в Починке, Ярцево и Гагарине. Такими планами поделился губернатор Василий Анохин. «Для маленьких жителей установят 36 новых детских игровых площадок: в 25
12.02.2025 12:46
Спорт два в одном
В Смоленске на прошлой неделе открыли первый в регионе фиджитал-центр. В торжественном запуске работы спорткомплекса нового поколения принял участие губернатор Василий Анохин. Гостями церемонии стали президент Всероссийской Федерации Фиджитал спорта Никита Нагорный, заместитель директора Федерального центра подготовки спортивного резерва, участник программы «Время героев» Роман Гришин и руководитель Sitronics Group Сергей Ткаченко. «Как сказал Президент РФ
12.02.2025 12:45
Та заводская проходная…
Работников Смоленского авиационного завода ждёт дополнительная поддержка – прежде всего им помогут с жильём. Об этом шла речь во время рабочей встречи губернатора Василия Анохина и генерального директора корпорации «Тактические ракетные вооружения» Бориса Обносова, которая  состоялась в Москве. «Первая тема в повестке – это дополнительная поддержка работников СмАЗ. Договорились, что совместными усилиями запустим соответствующую программу.
Город32
О проекте Персональные данные Рекламодателям Партнёрам Правовая информация Карта сайта Архив
Go32.ru оперативно публикует актуальные новости Брянска и Брянской области. Политика, экономика, спорт, культурная жизнь, происшествия в Брянске. Все, о чем становится известно нам, мы тут же сообщаем нашим читателям. © 2011—2025

Статистика


Яндекс.Метрика