От расточника до директора производства БМЗ. Леонид Кайков: в 150-летнем юбилее завода есть вклад каждого

2023, 02 августа 15:52 Деловые новости
От расточника до директора производства БМЗ. Леонид Кайков: в 150-летнем юбилее завода есть вклад каждого

В июле крупнейшее предприятие региона Брянский машиностроительный завод отметило веху в своей истории – 150-летие со дня основания.

Полтора века – это значимая дата не только для города, области и всей страны, но особенно для людей, которые трудятся на заводе. Тем более, что среди них есть те, кто связал всю свою жизнь с предприятием.

Одним из таких патриотов родного завода является Леонид Кайков – директор производства Брянского машиностроительного завода. Его трудовой стаж составляет 50 лет. Их них 46 на БМЗ. Таким образом, его личный вклад в юбилейные заводские 150 лет весьма весомый. Поэтому труд Леонида Викторовича и был отмечен по достоинству – недавно президент России Владимир Путин подписал указ о награждении его медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Как и родной завод, Леонид Кайков отмечает день рождения в июле месяце. Он появился на свет в 1955 году в Мглинском районе, в деревне Харновка, которая расположена на берегу речки Воронусы – притока Ипути. Мог ли маленький Лёня, бегающий вместе со своими сверстниками купаться и запускать кораблики на маленькую речку, предполагать, что детища его трудов будут использоваться на всех морях и океанах нашей планеты?

Леонид родился в семье сельских учителей. Отец преподавал историю, мама – учительница начальных классов. Семья была многодетной – пятеро сыновей. Леонид Викторович до сих пор удивляется, как мама успевала накормить, обстирать, собрать столько мужиков. Крутилась, как белка в колесе – везде успевала на кухне, во дворе, на работе. Причём, в то время женщины не сидели в декретных отпусках. Вероятно, секрет в том, что все в семье помогали по хозяйству родителям, друг другу. Если мама шла полоскать белье в проруби, то кто-то обязательно помогал ей – нес ведро или корзину с бельём. С малых лет ходили на сенокос, собирали в лесу шишки, грибы, ягоды, щавель, резали и драли лозу. Все братья были приучены к труду. Кроме этого родители-учителя привили и тягу к знаниям. Поэтому со временем все сыновья получили высшее образование. Леонид выбрал путь машиностроителя.

Отслужив срочную службу в армии, в 1976 году пришёл на БМЗ. На прославленном предприятии за 46 лет прошёл путь от токаря-расточника в ЦДМ № 4 (цех дизельно-механический) до директора производства всего завода.

— Горжусь тем, что не пропустил ни одной ступеньки в «лестнице» заводских должностей, — улыбаясь, рассказывает Леонид Кайков, — вообще-то трудовой стаж у меня более полувека. Работать начал ещё до армии, в 1973 году, когда после окончания школы пришёл в совхоз «Шумаровский» Мглинского района. Но, через три года, попав на наш завод, на всю жизнь связал свою судьбу с ним, с производством дизельных двигателей.

Из «постели» — в дальнее плавание

Более четверти века Леонид Викторович стоит у руля дизельного машиностроения на БМЗ. Большую часть работы на заводе посвятил производству судовых малооборотных двигателей и до сих пор с теплом вспоминает этот период работы, относясь к каждому выпущенному за ворота дизелю, как к родному ребёнку. А их было произведено на БМЗ более тысячи!

— Конечно, как к ребёнку, — говорит Леонид Кайков, кабинет которого увешан фотографиями разных типов судов, — не удивляйтесь, но появление любого дизельного двигателя начинается …с постели. Постель двигателя – это основание,сложнейшее изделие, в которое затем укладывается вал двигателя. Поэтому сначала изготавливается постель, а затем всё остальное … Кстати, на изготовление судового двигателя уходило девять месяцев. День в день. Вот и схожесть с рождением ребёнка, которого тоже выносят девять месяцев.

Трудно сказать, чем руководствовалось советское правительство в конце 50-х годов, размещая производство судовых дизелей вдали от моря в Брянске. В дальнейшем продукцию предприятия отправляли на судостроительные заводы в Ленинграде, Николаеве, Херсоне. Из-за удалённости получателя, готовый двигатель, высота которого была с пятиэтажный дом, приходилось вновь разбирать до винтика, упаковывать и отправлять железной дорогой. Один двигатель мог занимать до 15 вагонов. Логично было бы налаживать такое производство рядом с судостроительным заводом, но пришлось производить морскую продукцию за сотни километров от морей.

Первый брянский двигатель был выпущен 19 сентября 1961 года. Он так и назывался ДБ-1 (Дизель Брянский). Двигатель установили на судно, названое в честь места рождения его железного сердца – «Бежица». С нашим надёжным дизелем теплоход прошёл сотни тысяч морских миль. Выполнил серьезные государственные задачи, в том числе в интересах советской космической программы.

За всё время на БМЗ было не только освоено производство более десяти типов судовых двигателей производимых по лицензии, но разработан и выпущен свой собственный отечественный ДБ-10. Мощность производимых дизелей доходила до 21600 лошадиных сил.

Конец 60-х и 70-е года прошлого века стали «золотым десятилетием» выпуска брянских дизелей. Каждый год изготавливали по 40 и более дизелей. Брянские специалисты-дизелисты вместе со своими машинами прошли на морских судах сотни миль во всех океанах, следя за исправной работой нашей продукции.

В сложное для всей страны и завода время производство судовых двигателей, половина которых продавалось за рубеж по валютным контрактом, фактически помогло выжить всему заводу, сохранить производственные мощности. Сегодня над переоборудованным бывшим дизельно-механическим цехом возвышаются трубы от испытательных стендов. Стенды уже демонтированы и трубы не действуют, но руководство завода оставило их как память о выдающемся периоде работы предприятия.

Сейчас на БМЗ уже не производят судовые дизеля. Последний был продан в Болгарию в 2009 году, а один оставшийся невостребованным, установлен в виде памятника на территории завода в честь тех сотен машиностроителей, которые вложили труд, посвятили свои жизни эпохе брянского судового дизелестроения.

Открывая новые горизонты с ТМХ

С 2002 года Брянский машиностроительный завод входит в состав «Трансмашхолдинга». Именно с этой машиностроительной группой компаний связано то, что сейчас БМЗ является не только флагманом тяжелой промышленности Брянщины, но и лидером отрасли железнодорожного машиностроения в России. Завод стабильно работает, производственные мощности позволяют обеспечить потребности в локомотивах, как российских железных дорог, так и многих коммерческих компаний.  БМЗ является центром компетенций холдинга по тепловозостроению. На заводе организовано уникальное для России крупносерийное производство магистральных грузовых и маневровых тепловозов. Продукция предприятия востребована и на международных рынках. Под управлением холдинга линейка продукции БМЗ постоянно расширяется, осваиваются новые направления работы и совершенствуются производственные процессы.

Уже на новом этапе развития на предприятии был организован и налажен выпуск новых магистральных грузовых тепловозов «Пересвет» с коллекторным приводом и первого в России тепловоза с асинхронным приводом «Витязь», спроектированного специально для работы в сложных условиях Байкало-Амурской магистрали.

Всё это находит поддержку и в органах государственной власти региона. «За полтора века своей работы завод внёс неоценимый вклад в развитие российского транспортного машиностроения, модернизацию производства и освоение передовых технологий … От всей души желаю коллективу крепкого здоровья, мира, добра, а заводу дальнейшего развития и плодотворной работы на благо Брянской области и России!», — пожелал в своём поздравлении губернатор Александр Богомаз.

— Юбилей завода, это не просто значимая дата крупнейшего российского предприятия, — подчеркивает Леонид Кайков, — за полутора сотнями лет работы завода стоят люди. Мы помним имена Губонина, Голубева, Крахта, Тенишева, Ильина – всех тех, кто в 1873 году основал завод и дал ему динамичное поступательное движение. Помним тех, кто стоял у станков в годы возрождения после гражданской войны и разрухи, тех, кто ковал оборону страны перед войной, кто запускал завод в эвакуации, тех кто вновь возрождал его в Брянске после войны. Люди – вот главная ценность завода. Спасибо всем ветеранам завода, сегодняшним сотрудникам, их семьям за то, что они и есть Брянский машиностроительный завод.

Григорий Кожурин

От автора: впервые о дизелях Брянского машиностроительного завода прочёл в произведении известного советского писателя-мариниста Льва Скрягина «Книга о якорях», изданной в 1973 году. В предисловии к ней автор высказывал благодарность гарантийному инженеру-механику Радомиру Орловскому с БМЗ, с которым Скрягин работал на кувейтском теплоходе «Аль Сабахия» с брянским двигателем. Но это уже другая история.

Читайте также


Новости регионов