Переиграть мошенника или как сделать смартфон безопасным
С каждым годом мобильные мошенники придумывают все новые способы обмана. И все больше владельцев смартфонов становятся жертвами по невнимательности или незнанию правильных действий. Специалисты из компании «МегаФон» рассказали о наиболее популярных мошеннических схемах и дали полезные советы, что делать в разных ситуациях.
Мобильное мошенничество
Выигрыши. Как быть, если пришло сообщение о выигрыше? Уточнить информацию об акции на сайте компании-организатора, от имени которого делается рассылка.
«Ошибочные платежи». Кто-то «пополнил» телефонный счет на приличную сумму (может даже прийти смс-уведомление, что «через платежную систему «N» в 08:56 зачислен платеж в размере 300 рублей»). А затем раздается звонок с просьбой вернуть средства.
«Давай познакомимся?» Приходят заманчивые смс с предложением познакомиться.
Требование выкупа. Например, мошенники могут предлагать вернуть государственный номер машины.
СМС из несуществующего банка. Банковская карта заблокирована, со счета списано 5 000 рублей. СМС из «псевдобанка» – популярный способ мошенничества.
Меры предосторожности
• Не выполнять просьбы, которые звучат в сообщениях с незнакомых номеров.
• Не перезванивать на подозрительные номера.
• Не переводить деньги незнакомцам.
• Не сообщать никому персональные данные.
• Не верить злоумышленникам и не переводить деньги, даже если действительно что-то пропало.
• При списании денежных средств с карты сразу обратиться к представителям банка и в полицию.
• Все нежелательные сообщения можно отправлять на бесплатный короткий номер МегаФона: 1911 – в течение 4-х дней с момента получения СМС. • Полученные сообщения система фиксирует и формирует развернутые аналитические данные по источникам спама и объемам спам-рассылки. При необходимости блокирует рассылку.
• Для моментальной блокировки сообщений – платная услуга «СМС-фильтр» (*532*1#).
Вредоносное программное обеспечение
Планшет и смартфон подвержены вирусным атакам, пожалуй, даже больше, чем стационарные компьютеры и ноутбуки. Хакеры уже много лет разрабатывают специальные вирусы именно для мобильных устройств. Современные троянские программы могут не только рассылать смс с вредоносными ссылками, но и опустошить телефонный счет.
Признаки наличия вируса на смартфоне
• Скрытая отправка СМС по списку контактов
• Некорректные списания с лицевого счета
• Несанкционированные списания с банковской карты
• Отсутствие СМС из банка при подключенной услуге по информированию
Меры предосторожности:
• Регулярно следить за выпуском обновлений безопасности операционной системы мобильного устройства и своевременно их устанавливать
• Установить и использовать антивирусное программное обеспечение и регулярно его обновлять
• Скачивать и запускать приложения только из официальных магазинов
• Быть внимательным при выдаче прав приложениям
• Не открывать ссылки из писем, СМС или сообщений в социальных сетях, если нет уверенности, что послание безопасно
• Использовать сложные пароли
• Подключить «СМС-информирование» о списании средств со счета: не все трояны перехватывают СМС
Мошенничество в интернете
Несмотря на постоянную борьбу с мошенниками в Сети, они находят все новые способы списывать деньги у пользователей. Чтобы не попасться на их уловки, нужно проявлять бдительность и следовать правилам.
1. Блокировка аккаунта в социальной сети с предложением разблокировать за деньги или подписку
2. «Липовые» акции: быстрое похудение, доступы к засекреченным архивам, ультрасовременные гаджеты за низкую стоимость и так далее
3. Рассылки со «взломанных» аккаунтов друзей
4. Фишинговые сайты. Дизайн таких порталов полностью копирует внешний вид сайта-оригинала: например, социальных сетей, банковских приложений
5. Спам-рассылка после публикации объявления на сайте продаж. Выглядит как СМС с предложением о покупке товара и ссылкой, которая содержит вирус
6. «Обновление» браузера и другого программного обеспечения с небезопасных сайтов
Ключевые правила безопасности
• Не разглашать персональные данные
• Никому не сообщать короткие СМС-коды, которые приходят на телефон
• Не сообщать никому, даже сотрудникам банка, пароль, номер банковской карты, ее срок действия, PIN и CVV-коды
• Использовать только сложные пароли, которые содержат буквы разной величины и цифры
• Не давать телефон в руки незнакомцев
• Не переводить деньги на незнакомые номера
• Внимательно читать условия акций
Основы мобильной безопасности для детей
• Родители должны рассказать ребенку о правилах набора экстренных служб (полиция, скорая и пожарная помощь) и о правилах общения в социальных сетях.
• Настроить средства фильтрации трафика. Услуга «Детский интернет» от МегаФона ограничит доступ к сайтам, содержащим нежелательную информацию: например, интернет-ресурсам, связанным с материалами, предназначенными для взрослой аудитории, реализацией товаров, оборот которых запрещен, азартными играми и прочими опасными категориями, к сайтам, используемым для обхода фильтрации. Важно, что самостоятельно ребёнок отключить эту услугу не сможет: это можно сделать только при личном визите в салон МегаФона или при звонке в контактный центр с предоставлением полной информации об абоненте. Для корректной работы услуги нужно установить сертификат на телефон ребёнка.
• Услуга «Радар» позволит всегда знать, где находится ребенок. Она определяет местоположение абонентов, исходя из данных, полученных от станций мобильной связи. Отслеживать можно не только абонентов МегаФона, но и других операторов. По желанию можно выбрать одну из трех версий услуги. Например, с помощью команды *566*56# подключить «Радар лайт».
Больше рекомендаций по информационной безопасности для детей и взрослых можно найти на сайте МегаФона в разделе «Безопасное общение».