Полномочия Росреестра в сфере контроля
![Полномочия Росреестра в сфере контроля](https://go32.ru/wp-content/uploads/2023/07/image-25-07-23-13-40-800x533.jpeg)
В сегодняшней беседе о полномочиях Росреестра в сфере контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций приняли участие сотрудник Управления Росреестра по Брянской области Наталья Горкуша и арбитражный управляющий Александр Мартыненко.
(Корреспондент) – Наталья, расскажите нам самое основное о надзорных полномочиях Росреестра в области банкротства.
(Горкуша Н.) – Самым основным является то, что Росреестр осуществляет контроль за деятельностью саморегулируемых организаций путем проведения плановых и внеплановых проверок, в рамках которых проверяется соблюдение требований Закона о банкротстве и других нормативно-правовых актов.
(Корреспондент) – Какие еще контрольно-надзорные функции выполняет непосредственно Управление Росреестра по Брянской области?
(Горкуша Н.) – Управление может возбуждать дела об административных правонарушениях в отношении арбитражных управляющих, также составлять протоколы об административных правонарушениях и направлять их для рассмотрения в суд. Кроме того, Законом о банкротстве нам предоставлены полномочия по участию в собраниях кредиторов и в судебных заседаниях по делу о банкротстве.
Существует два способа, позволяющие Росреестру выявлять нарушения в деятельности арбитражного управляющего. Во-первых, о нарушениях сообщают сами участники дела о банкротстве, это может быть должник, кредиторы или уполномоченный орган. Указанные лица могут подать жалобу на действия арбитражного управляющего непосредственно в саморегулируемую организацию, в которой состоит такой управляющий. Также могут с жалобой обратиться в арбитражный суд или направить соответствующее заявление в Управление Росреестра. Если заявление будет содержать достаточные сведения, указывающие на наличие административного правонарушения, должностными лицами Управления Росреестра будет возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование. Во-вторых, нарушения могут быть обнаружены непосредственно должностными лицами в ходе участия в собрании кредиторов или в судебном заседании по делу о банкротстве.
(Мартыненко А.) – Стоит добавить, что не только должники или кредиторы жалуются на арбитражных управляющих. Действующее законодательство позволяет вообще любым лицам, даже не участвующим в деле о банкротстве и не имеющим к нему отношения, подавать жалобы в Росреестр на действия арбитражных управляющих. Для этого достаточно проанализировать картотеку арбитражных дел и информацию в Федресурсе о должниках, сопровождением которых занимается «неугодный» управляющий, и указать на малейшие формальные нарушения. Я считаю, что в законодательство должны быть внесены существенные изменения. И начать в первую очередь стоит с ограничения круга лиц, имеющих право подавать жалобы на действия/бездействие арбитражного управляющего в Росреестр. Вызвано это как раз недобросовестностью третьих лиц.
(Корреспондент) – Наталья, какие наиболее частые нарушения выявляются сотрудниками Управления Росреестра?
(Горкуша Н.) – Наиболее часто в действиях арбитражных управляющих выявляются нарушения требований законодательства о банкротстве в части проведения инвентаризации имущества предприятия-банкрота, формирования конкурсной массы, раскрытия арбитражными управляющими информации о своей деятельности.
(Корреспондент) – Александр, расскажите нам, какова роль саморегулируемой организации в деятельности своих членов?
(Мартыненко А.) – Саморегулируемая организация создается не только с целью контроля профессиональной деятельности своих членов в части соблюдения требований законодательства о банкротстве, но и для объединения специалистов по профессиональному признаку, ведёт их реестры, осуществляет постоянное взаимодействие по всем направлениям работы. Я, например, получил статус арбитражного управляющего в 2009 году, поэтому не понаслышке знаю, что членство в СРО — это не просто формальность.
(Горкуша Н.) – Резюмируя всё вышеизложенное, следует отметить, что основополагающим фактором выполнения государственной функции Росреестра является профилактика и предупреждение, а в случае наличия — выявление и пресечение нарушений как со стороны саморегулируемых организаций, так и со стороны их членов. По факту, такая деятельность является важной составляющей поддержания принципа законности и правопорядка.