Школа без учеников
Что такое малокомплектные школы, сегодня не надо никому объяснять. На территории региона есть образовательные учреждения, которые посещают менее 10 учеников, а есть и те, где вообще никто не учится. Судьбу таких образовательных учреждений обсудили на прошлой неделе в ходе совещания, посвящённого актуальным вопросам региональной системы образования.
Об итогах обсуждения рассказал губернатор Алексей Островский, уточнив, что вопрос о необходимости оптимизации малокомплектных школ пока остаётся «на паузе».
«В преддверии этой работы профильные чиновники по моему поручению разработали критерии, на основании которых можно оценить эффективность работы таких образовательных организаций. Это численность учеников менее 10 человек, износ здания — 80% и выше, неукомлектованность педкадрами и другие», — отметил Алексей Островский.
Сегодня в регионе функционируют две школы — Ефремовская в Вяземском районе и Григорьевская в Новодугинском, — где вообще нет учеников. В пяти школах обучаются от 3 до 10 детей. В Демидовском районе работает школа, которую посещает всего один ребенок.
«Все они располагаются в неприспособленных помещениях, в зданиях практически со 100-процентным износом, где невозможно создать приемлемые условия для качественного образовательного процесса. Думаю, всем очевидно, что у выпускников таких малокомплектных школ шансы поступить в вуз минимальные. Казалось бы, решение лежит на поверхности. И тем не менее. Моя позиция, которую я регулярно транслирую профильным подчинённым и главам муниципалитетов, — окончательное слово должно оставаться за родителями», — подчеркнул глава региона. — Да, мы со своей стороны должны постараться убедить их, что в данном случае перевод в иную школу — в интересах как самих ребят, так и родителей, которые, уверен, думают об их будущем».
По словам губернатора, в числе бесспорных плюсов такого перевода — более высокий уровень образования — когда каждый учитель ведёт только свой профильный предмет, а не совмещает, к примеру, иностранный язык, химию и историю. А также современная материально-техническая база более крупной школы, доставка к месту учёбы и обратно на школьном автобусе, наличие кружков и секций во внеурочное время.
«Повторюсь ещё раз — каждый родитель вправе определять будущее для своего ребёнка, — подвел итоги обсуждения Алексей Островский. — И, если он готов к тому, что его сын или дочь получит менее качественное образование, чем их сверстники, — это его выбор. В любом случае решение о закрытии той или иной малокомплектной школы должно опираться на мнение тех смолян, чьи дети эту школу посещают».