Стать нужными и востребованными. Энерджи и IT-квантумы – площадка для быстрого старта
Современные проблемы энергетики связаны с ростом населения Земли, дефицитом энергии, невозобновлением традиционных энергоресурсов, парниковым эффектом и увеличивающимся загрязнением окружающей среды. Всё это требует новых подходов в поисках возобновляемых источников энергии. Поэтому сейчас и в ближайшее время будут востребованы специалисты в области альтернативной энергетики.
Получить базовые знания, а главное — задать направление на дальнейшее образование в этой сфере в Брянске помогает детский технопарк «Кванториум», одним из ярких и перспективных направлений которого является энерджиквантум. Занятия в нём направлены на изучение основных направлений альтернативной энергетики и практических навыков в этих областях.
Альтернативная энергия — жизнь будущего
— Только задумайтесь! Обуздать и заставить служить людям энергию Солнца, ветра, внутреннее тепло планеты, энергию приливов и отливов, энергию морских волн — это не только интересная, но и очень перспективная деятельность, в которой современные школьники могут себя реализовать, — рассказывает заместитель директора «Кванториума» Антонина Кулешова.
Все современные технологические процессы и рост производства возможны благодаря надёжному энергоснабжению. Одна из главных задач, стоящих сегодня перед ведущими инженерами и учёными мира, — получение энергии из возобновляемых источников и сохранение ресурсов для благополучия следующих поколений.
Дети изучают процессы получения и концентрации энергетических ресурсов, преобразования первичной энергии во вторичную. Исследуют процесс передачи вторичной энергии потребителям, например, по тепловым сетям. Знакомятся с принципами энергоэффективности, энергосбережения в быту и на производстве. Изучают экологические аспекты традиционной и альтернативной энергетики. Знакомятся с принципами работы электростанций на возобновляемых источниках энергии. Исследуют возможности рационального использования природных ресурсов.
— Все эти глобальные проблемы находят своё решение, порой весьма неожиданное, в проектах обучающихся в энерджиквантуме, — делится успехами своих подопечных наставник Дмитрий Герасин. — Здесь они получают уникальные знания и навыки, выполняют проекты по одному из наиболее перспективных направлений в науке и производстве.
Для качественного обучения и выполнения проектов, реализации самых смелых и амбициозных задумок в энерджиквантуме установлено такое современное оборудование, как учебно-методический стенд «Солнечная энергетика». Он может использоваться для проведения экспериментов. С помощью этого стенда учащиеся смогут изучить принцип работы солнечных панелей разных видов — монокристаллических, поликристаллических, аморфных и измерить их рабочие характеристики при различных условиях освещения.
Также в их распоряжение имеется учебно-методический стенд «Водородная энергетика». С его помощью учащиеся познакомятся с принципом работы батареи топливных элементов на основе твёрдополимерного электролита, а также исследуют работу системы, состоящей из двух последовательно или параллельно соединённых батарей топливных элементов.
Есть и такое современное оборудование, как генератор водорода повышенной мощности. Несмотря на своё серьёзное название, генератор вполне безопасен при правильном обращении в надёжных руках наставника.
В практику воплощают теорию
Обучение в энерджиквантуме — это уникальная возможность проявить себя, попробовать свои силы в проектной, научной и соревновательной деятельности. Брянские ребята активно используют эту возможность, участвуя в соревнованиях и турнирах различного уровня.
Они уже достигли высоких результатов. Так, команда энерджиквантума в составе Стаса Полунина, Саввы Ушакова и Лизы Симоновой становилась финалистом Всероссийского конкурса проектов «ПроектАШ». Третье место во Всероссийском конкурсе «Большие вызовы» заняла команда Ивана Морозова и Екатерины Головановой. Призёрами Международного конкурса «Школьный патент — шаг в будущее!» стала Анастасия Егоркина. Она же вместе с Елизаветой Симоновой были призёрами областного конкурса исследовательских работ «Пятое колесо». Таких побед в активе брянских воспитанников энерджиквантума ещё много. Потому что энерджиквантум становится стартовой площадкой для профессионального самоопределения обучающихся.
Кстати, выпускница энерджиквантума Елизавета Симонова уже стала студенткой Национального исследовательского университета МЭИ ( Московский энергетический институт) — одного из крупнейших технических университетов России в области энергетики, электротехники, электроники, информатики.
Информационные революционеры
— Уже ни для кого не секрет, что революция в информационных технологиях и их колоссальный рост — это не только день сегодняшний, но и потрясающие возможности для прогресса всего человечества в будущем, — говорит наставник IT-квантума, педагог дополнительного образования Евгений Пунин. — Интеллектуальные системы и технологии на сегодняшний день стали основой для тиражирования профессионального опыта и решения сложных научных, производственных и экономических задач. Поэтому интенсивность развития сферы ИТ (информационно-коммуникационные технологии) — одно из приоритетных направлений развития России.
IT-квантум является составной частью технопарка «Кванториум» — частью живой, увлекательной и перспективной. Его деятельность направлена на автоматизацию, разработку умных устройств и интернет вещей. В настоящее время это, пожалуй, самое востребованное, популярное и многочисленное направление в брянском «Кванториуме». Более 150 ребят развивают свои способности и познают увлекательный мир IT-технологий и программирования в IT-квантуме.
— Учебный курс IT-квантума очень серьёзный, он построен на проектной работе, — дополняет своего коллегу наставник, кандидат технических наук Михаил Моргунов, который не только реализуют программу обучения, но и активно вовлекает ребят в проектную деятельность. И результат этой деятельности — участие в соревнованиях, олимпиадах, конференциях не только местного, но и общероссийского масштаба.
Так, обучающийся IT-квантума Дмитрий Матусевич стал призёром национального финала WorldSkills — чемпионата рабочих профессий в компетенции «Разработка мобильных приложений».
Практикоориентированный характер занятий в IT-квантуме помогает учащимся освоить информационные технологии для решения прикладных задач. Проектные команды работают над интересными задачами в области концепции «Интернета вещей и автоматизации научных и производственных процессов». Учащиеся изучают операционные системы, сети и программное обеспечение для выявления их уязвимости для незаконного проникновения и использования, осваивают инструменты IT-аналитики.
Кто может стать IT-учеником?
На какой возраст рассчитана программа обучения в IT-квантуме? С таким вопросом часто обращаются в детский технопарк «Кванториум».
Общеизвестно, что логическое мышление наиболее активно развивается в подростковом возрасте. Поэтому занятия программированием в плане развития наиболее ценны именно для подростков. Это, прежде всего, развитие способности держать в голове большие объёмы информации и выстраивать между ними логические связи. Поэтому рекомендуемый возраст для занятий в IT-квантуме — 12-18 лет.
Обучение в IT-квантуме предусматривает приобретение кванторианцами знаний в сфере информационных технологий, освоение таких перспективных направлений, как интернет вещей (IoT); машинное обучение (ML); блокчейн; информационная безопасность; получение базовых навыков программирования; изучение взаимодействия между вычислительными устройствами; применение информационных технологий для решения прикладных задач; обучение работе с нейронными сетями; искусственным интеллектом, а также разработка веб-приложений и сайтов.
Это далеко не полный перечень вопросов и направлений, из которых ребята могут выбрать то, что интересует именно его.
Геннадий НЕВЕРОВСКИЙ
Фото предоставлено детским технопарком.