Урановое стекло в коллекции Музея дятьковского хрусталя
История стеклоделия началась с цветного стекла. Цвет как художественный элемент во многом зависит в стекле от технологии. Соединения урана в качестве красителей использовались с глубокой древности. Постепенно рецепты, найденные стеклоделами прошлого опытным путем, получали научное подтверждение и были усовершенствованы сотрудниками современных лабораторий.
В зависимости от степени окисления урана в различных соединениях, он способен придавать стеклу разный цвет. Чаще всего используется триоксид урана UO³; желто-зелёное окрашивание сообщает стеклу ион U6+. Удивительная зеленая окраска такого стекла наиболее эффектна благодаря свойственной ему флуоресценции.
В шихту (сырье для варки стекла) вводят от 0,5 до 2% триоксида урана. Из уранового стекла наиболее выигрышно выглядят толстостенные граненые изделия, на широких гранях которых наблюдаются яркие переливы желто-зеленого цвета. Это объясняется превращением в видимый (желто-зеленый) свет до 20% невидимого ультрафиолетового излучения, падающего на стекло дневного света. В результате стекло как бы само светится изнутри. При освещении уранового стекла исключительно ультрафиолетовым светом (например, в лучах УФ-лампы в темном помещении) сияние многократно усиливается.
Наиболее известными и распространенными вариантами уранового стекла являются «желтое» (то есть желто-зеленое) и «зеленое» (то есть зелено-желтое) урановое стекло. Подробные рецептуры обоих видов были разработаны Иозефом Ридлем в Богемии в 1830-1848 годах и названы соответственно «Annagelb» и «Annagreun», в честь дочери стекловара Анны-Марии.
На Дятьковском хрустальном заводе выпуск изделий из уранового стекла был освоен в XIX веке и продолжался вплоть до 50-х годов ХХ столетия. В прейскуранте фабрики, датируемым началом ХХ века, отмечается, что «бесцветный, синий, фиолетовый, голубой, зеленый, желтый и оранжевый хрусталь ценятся одинаково. Розалиновый ценится дороже на 25%, рубиновый на 35%; урановый и зелено-урановый на 50%». Урановое стекло было самым дорогим стеклом, выпускавшимся в это время на ДХЗ.
К одним из наиболее ранних, произведенных в конце XIX века предметов из уранового стекла, хранящихся в коллекции музея, относится кружка, выполненная в гутной технике и декорированная тонкими отводками (полосками) золотом.
На рубеже XIX-XX создана ваза для цветов в стиле «модерн». Поверхность вазы декорирована золотом (с предварительной обработкой необходимых участков плавиковой кислотой). «Модерн» — художественное направление в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, распространённое в последнем десятилетии XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны). Отличительными особенностями модерна являются отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Модерн с его текучими линиями, волнистым растительным орнаментом оказался чрезвычайно созвучным произведениям из художественного стекла.
Прекрасным примером серийной продукции 20-30-х годов прошлого столетия является ваза, декорированная широкими полированными гранями. Этот способ украшения, который развился на основе огранки драгоценных камней, называют «гранением» и «литерной гранью». Чаше всего гранят толстостенные изделия. Для лучших образцов граненого стекла характерны геометрическая точность нанесения плоскостей и идеальное качество стекла.
Ровесницей по времени выработки, но совершенной противоположностью данной вазе по декору выступает чаша для крюшона из набора «Улитка». Сложный узор алмазной грани, украшающий поверхность, складывается из таких простых элементов как «кусты», «сетка», «звезда». Саму «улитку» образует грань «русский камень», в центре — «медальон». Алмазную грань наносят на холодное изделие с помощью специальных абразивных кругов.
Замечательно раскрывают красоту материала, переливы желто-зеленых оттенков на крупных гранях массивные кубок и ваза для цветов «Тюльпан», созданные художником Батановой Е.И. в 1959 году.
Выразительным декором и необычной формой выделяется среди остальных изделий ваза для цветов, датируемая 1958 годом создания.
Наиболее плодотворно с урановым стеклом на Дятьковском хрустальном заводе работал художник Народный художник РСФСР Евграф Сергеевич Шувалов. Из этого стекла им были разработаны как повседневные вещи – стаканы для карандашей, рюмки, графины; так и несколько предметов, изготовленных к памятным датам.
Традиция выполнять торжественные памятные сосуды к значимым датам и событиям существует с древних времен. Эти массивные предметы на ножке и с крышкой называют кубками. Наибольшее распространение стеклянные кубки получили в европейских странах в XVI-XVIII вв. Во всем мире, начиная примерно с XIX века, кубок стал применяться в качестве приза для спортивных соревнований. Кубок «40 лет октября» украшен живописью золотом и силикатными красками. Он создан в 1957 году к 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции.
Всего в коллекции Музея дятьковского хрусталя хранится 43 изделия из уранового стекла, 27 из них представлены в основной экспозиции. Принимая во внимание тот факт, что коллекция музея в целом насчитывает более 12 000 единиц хранения, предметы из уранового стекла – редкость.
Необычная красота этого материала привлекает внимание посетителей музея, делает его популярным среди любителей старинных вещей и коллекционеров.
Текст: Итунина Е.В. – научный сотрудник ГАУК «Музей дятьковского хрусталя».
Фото: Бабаев Д.И.