Военные рельсы. О вкладе брянских железнодорожников в Великую Победу.

2020, 06 мая 14:33 Деловые новости
Военные рельсы. О вкладе брянских железнодорожников в Великую Победу.

С первых дней Великой Отечественной войны железнодорожный транспорт «надел шинель», перейдя на военный режим работы.  Годы лихолетья легли на плечи железнодорожников, как и всех жителей Брянщины, тяжким грузом. Брянские железнодорожники смело и решительно стали на защиту Родины. Заранее, до приближения линии фронта к Брянску, они проделали огромную работу по вывозу ценного оборудования с заводов в глубокий тыл.

 

Эвакуация под градом снарядов

Со старейшего механического завода им. Кирова оборудование было доставлено на Урал в Усть-Катав. На восток увозились турбины ГРЭС, оборудование сталелитейного завода. На завод «Красный Профинтерн» железнодорожники подали под погрузку оборудования  9,5 тысячи вагонов и платформ, дальше оно было перевезено в Красноярск. Из Брянска и области было эвакуировано более 100 тысяч мирных жителей.

В это время фашисты уже вовсю бомбили железнодорожные станции, особенно станцию Брянск-Льговский. Но и под бомбами железнодорожники не покидали своих постов, продолжали выполнять поставленную задачу.   Газета «Гудок» 20 октября 1941 года писала: «Несмотря на бомбардировки немецкой авиации железнодорожного узла, брянские железнодорожники в июне-сентябре 1941 г. полностью обеспечили проход военных грузов к фронту, эвакуацию оборудования предприятий и населения в тыл страны».

В самом начале войны в последних числах июня в Брянске был сформирован дивизион бронепоездов. Через неделю дивизион вступил в схватку с противником в составе 21-й армии.

В августе отправился на фронт бронепоезд №2 «За Родину», изготовленный на заводе «Красный Профинтерн».

4 октября года враги вошли в Брянск. С этого дня началась оккупация города фашистскими захватчиками. 708 дней они хозяйничали на нашей земле.

17 сентября 1943 года областной центр был освобождён от ненавистного немецко-фашистского ига.

 

Восстановление города

Военные рельсы. О вкладе брянских железнодорожников в Великую Победу.

Перед вернувшимися в освобождённый Брянск железнодорожниками предстала страшная картина.  Весь город был основательно разрушен и сожжён фашистами. В посёлке Льговском практически не осталось ни одного целого дома или здания, за исключением железнодорожного техникума. Железнодорожный узел был полностью выведен из строя — взорванные  постройки, сотни воронок от взрывов бомб,  искорёженные и вывернутые в дуги рельсы.

Такую же печальную картину представлял и железнодорожный узел Брянск I. Пути разрушены, здания уничтожены, взорваны мосты через реки Снежеть и Свень. Полностью выведено из строя паровозное депо.

Не  ожидая распоряжений и  приказов,  железнодорожники включились в восстановление хозяйства и транспорта. Первый поезд на станцию Брянск-Льговский прибыл  уже 22 сентября — через пять дней после освобождения. Единственный путь был восстановлен из остатков рельсов, собранных со всего узла.

С приходом железнодорожных войск в Брянск отдельный батальон под командованием подполковника Ш. Жижилашвили начал восстанавливать взорванные пути и коммуникации (впоследствии он был удостоен звания Героя Социалистического Труда).

Многие работники железнодорожного узла, вернувшиеся из эвакуации, а часть — из партизанских отрядов, пришли на помощь железнодорожным войскам, активно участвуя в восстановлении станции Брянск-Льговский.

3 октября 1943 года со станции Брянск-Льговский ушёл на фронт первый поезд с военными грузами. В течение двух лет (1944 -1945 гг.) через Брянск за сутки проходило более десяти поездов-эшелонов со стратегически важными для победы грузами, в обратную сторону шли санитарные поезда с ранеными бойцами.

Военные рельсы. О вкладе брянских железнодорожников в Великую Победу.

3 октября 1943 года со станции Брянск-Льговский ушёл на фронт первый поезд с военными грузами, а в течение двух последующих лет через Брянск за сутки проходило более десяти таких эшелонов, в обратную сторону санитарные поезда везли раненых бойцов. Фото: Дороги Победы

Военные рельсы. О вкладе брянских железнодорожников в Великую Победу.

Фото: Дороги Победы

Мирное небо и светлая память

После окончания войны многие фронтовики вернулись к работе на железной дороге. Бывшие разведчики, танкисты, артиллеристы, пулемётчики, пехотинцы и связисты стали водить поезда, управлять движением, строить новые железнодорожные пути.

Память о ветеранах, не вернувшихся с полей сражений и трудившихся в отрасли в послевоенные годы, свято хранят железнодорожники Брянского региона МЖД — на многих предприятиях установлены обелиски, открыты памятные доски и музейные комнаты — дань памяти и уважения ко всем, кто прошёл военное лихолетье. Эта память вечна. Нам с нею жить.

Инна Чикачёва

Фото Брянского железнодорожного музея, 9may.rzd.ru. Материал предоставлен Службой корпоративных коммуникаций Московской железной дороги.

Несмотря на бомбардировки, Брянские железнодорожники в июне-сентябре 1941 года полностью обеспечили проход военных грузов к фронту, эвакуацию оборудования предприятий и населения в тыл страны.

Читайте также


Новости регионов


17.04.2024 11:24
«Я не могу подвести тех,кто мне доверяет»
Депутат Виталий Вовченко – о становлении и сегодняшней работе Смоленской областной Думы. Виталия Владимировича Вовченко по праву можно назвать одним из старожилов смоленской политики, за его плечами – три депутатских срока в Смоленском горсовете, причём два из них он отработал в статусе председателя. В 2018 году он стал депутатом областной думы шестого, а 2023 году – седьмого созывов. С чистого листа – Виталий Владимирович, в 2024 году Смоленская областная
17.04.2024 11:22
Шанс для деревни
Как в регионе поддерживают сельских жителей. В Смоленской государственной сельскохозакадемии под председательством спикера регионального парламента Игоря Ляхова состоялось расширенное совещание на тему социального контракта. В нём приняли участие около ста глав сельских поселений региона, а также студенты профильного вуза. Дело молодое В этот раз о возможностях господдержки рассказали прежде всего молодой аудитории. И это не
17.04.2024 11:21
Сохранить людей на селе
Жителям Сафоновского района рассказали об условиях социального контракта. В Сафонове состоялась встреча, на которой жители района подробнее узнали о социальном контракте. Важнейшая мера господдержки направлена на улучшение жизни людей с небольшим доходом. Мероприятие прошло под председательством спикера регионального парламента Игоря Ляхова, в нем приняли участие депутаты Смоленской областной Думы Нина Снытина и Елена Гераськова, отраслевые специалисты правительства региона и главы сельских поселений. Поддержка
17.04.2024 11:19
Запасной выход
Как повышают уровень безопасности в школах? На прошлой неделе на первый план вышли вопросы безопасности в учреждениях образования, которые губернатор Василий Анохин   держит на личном контроле. В связи с инцидентом, который произошёл в школе №18 областного центра, глава региона провёл совещание с участием руководителей правоохранительных органов, региональных МЧС и Роспотребнадзора, а также глав муниципалитетов. Напомним,
17.04.2024 11:17
Что посеем…
Аграрии Смоленской области приступили к весенне-полевым работам. Символический старт посевной кампании дал губернатор Василий Анохин,  который побывал на полях крупнейшего смоленского предприятия по производству куриных яиц – «Птицефабрики „Сметанино”». Для создания собственной кормовой базы компания выращивает зерно и рапс, ежегодно наращивая объёмы производства. «Все муниципальные районы области уже приступили к весенним полевым работам и активно
17.04.2024 11:14
Скорая помощь больнице
На прошлой неделе губернатор Василий Анохин навестил в Вяземской ЦРБ Александру, которая вместе с мамой пострадала при обрушении путепровода в Вязьме,  и в настоящий момент  проходит лечение в больнице. «Рассказал Саше, что в Москве операция у мамы прошла успешно, и она идёт на поправку. Сама девочка получила травму колена, но у врачей опасений за её