Военные рельсы. О вкладе брянских железнодорожников в Великую Победу.

2020, 06 мая 14:33 Деловые новости
Военные рельсы. О вкладе брянских железнодорожников в Великую Победу.

С первых дней Великой Отечественной войны железнодорожный транспорт «надел шинель», перейдя на военный режим работы.  Годы лихолетья легли на плечи железнодорожников, как и всех жителей Брянщины, тяжким грузом. Брянские железнодорожники смело и решительно стали на защиту Родины. Заранее, до приближения линии фронта к Брянску, они проделали огромную работу по вывозу ценного оборудования с заводов в глубокий тыл.

 

Эвакуация под градом снарядов

Со старейшего механического завода им. Кирова оборудование было доставлено на Урал в Усть-Катав. На восток увозились турбины ГРЭС, оборудование сталелитейного завода. На завод «Красный Профинтерн» железнодорожники подали под погрузку оборудования  9,5 тысячи вагонов и платформ, дальше оно было перевезено в Красноярск. Из Брянска и области было эвакуировано более 100 тысяч мирных жителей.

В это время фашисты уже вовсю бомбили железнодорожные станции, особенно станцию Брянск-Льговский. Но и под бомбами железнодорожники не покидали своих постов, продолжали выполнять поставленную задачу.   Газета «Гудок» 20 октября 1941 года писала: «Несмотря на бомбардировки немецкой авиации железнодорожного узла, брянские железнодорожники в июне-сентябре 1941 г. полностью обеспечили проход военных грузов к фронту, эвакуацию оборудования предприятий и населения в тыл страны».

В самом начале войны в последних числах июня в Брянске был сформирован дивизион бронепоездов. Через неделю дивизион вступил в схватку с противником в составе 21-й армии.

В августе отправился на фронт бронепоезд №2 «За Родину», изготовленный на заводе «Красный Профинтерн».

4 октября года враги вошли в Брянск. С этого дня началась оккупация города фашистскими захватчиками. 708 дней они хозяйничали на нашей земле.

17 сентября 1943 года областной центр был освобождён от ненавистного немецко-фашистского ига.

 

Восстановление города

Военные рельсы. О вкладе брянских железнодорожников в Великую Победу.

Перед вернувшимися в освобождённый Брянск железнодорожниками предстала страшная картина.  Весь город был основательно разрушен и сожжён фашистами. В посёлке Льговском практически не осталось ни одного целого дома или здания, за исключением железнодорожного техникума. Железнодорожный узел был полностью выведен из строя — взорванные  постройки, сотни воронок от взрывов бомб,  искорёженные и вывернутые в дуги рельсы.

Такую же печальную картину представлял и железнодорожный узел Брянск I. Пути разрушены, здания уничтожены, взорваны мосты через реки Снежеть и Свень. Полностью выведено из строя паровозное депо.

Не  ожидая распоряжений и  приказов,  железнодорожники включились в восстановление хозяйства и транспорта. Первый поезд на станцию Брянск-Льговский прибыл  уже 22 сентября — через пять дней после освобождения. Единственный путь был восстановлен из остатков рельсов, собранных со всего узла.

С приходом железнодорожных войск в Брянск отдельный батальон под командованием подполковника Ш. Жижилашвили начал восстанавливать взорванные пути и коммуникации (впоследствии он был удостоен звания Героя Социалистического Труда).

Многие работники железнодорожного узла, вернувшиеся из эвакуации, а часть — из партизанских отрядов, пришли на помощь железнодорожным войскам, активно участвуя в восстановлении станции Брянск-Льговский.

3 октября 1943 года со станции Брянск-Льговский ушёл на фронт первый поезд с военными грузами. В течение двух лет (1944 -1945 гг.) через Брянск за сутки проходило более десяти поездов-эшелонов со стратегически важными для победы грузами, в обратную сторону шли санитарные поезда с ранеными бойцами.

Военные рельсы. О вкладе брянских железнодорожников в Великую Победу.

3 октября 1943 года со станции Брянск-Льговский ушёл на фронт первый поезд с военными грузами, а в течение двух последующих лет через Брянск за сутки проходило более десяти таких эшелонов, в обратную сторону санитарные поезда везли раненых бойцов. Фото: Дороги Победы

Военные рельсы. О вкладе брянских железнодорожников в Великую Победу.

Фото: Дороги Победы

Мирное небо и светлая память

После окончания войны многие фронтовики вернулись к работе на железной дороге. Бывшие разведчики, танкисты, артиллеристы, пулемётчики, пехотинцы и связисты стали водить поезда, управлять движением, строить новые железнодорожные пути.

Память о ветеранах, не вернувшихся с полей сражений и трудившихся в отрасли в послевоенные годы, свято хранят железнодорожники Брянского региона МЖД — на многих предприятиях установлены обелиски, открыты памятные доски и музейные комнаты — дань памяти и уважения ко всем, кто прошёл военное лихолетье. Эта память вечна. Нам с нею жить.

Инна Чикачёва

Фото Брянского железнодорожного музея, 9may.rzd.ru. Материал предоставлен Службой корпоративных коммуникаций Московской железной дороги.

Несмотря на бомбардировки, Брянские железнодорожники в июне-сентябре 1941 года полностью обеспечили проход военных грузов к фронту, эвакуацию оборудования предприятий и населения в тыл страны.

Читайте также


Новости регионов


20.11.2024 16:45
Век литературы
Смоленская писательская организация отметила юбилей. В большом концертном зале областной филармонии прошёл торжественный вечер, посвящённый 100‑летнему юбилею Смоленской писательской организации. Её создание в 1924 году инициировал Михаил Исаковский. В 90‑е годы была образованы областная организация Союза писателей России под руководством поэта и литературного критика Виктории Бобарыкиной, а также региональное отделение Союза российских писателей, которое возглавил поэт и публицист Владимир Макаренков. Сегодня писательское
20.11.2024 16:44
Миллиарды на развитие
Озвучены основные параметры бюджета региона — 2025. Как будет жить область в ближайшие годы, какие проекты будут реализованы, на что будут направлены бюджетные средства и сохранит ли главный финансовый документ региона социальную направленность? Ответы на эти и другие важные для каждого жителя Смоленщины вопросы прозвучали во время состоявшихся 11 ноября публичных слушаний, посвящённых проекту областного бюджета на 2025 год и на плановый период 2026/27 год.