За билетом в будущее. Школьники пробуют профессии: приходятся ли они им по вкусу и… по запаху?
Семь десятилетий назад на русский язык было переведено стихотворение известного итальянского писателя и журналиста Джанни Родари «Чем пахнут ремёсла». До сих пор для молодых людей, оканчивающих школу и выбирающих будущую профессию, немаловажным остаётся вопрос: с каким запахом им придётся связать свою жизнь?
Где и как проводят проф-ориентацию школьников на Брянщине? В этом им помогает определиться Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза М. А. Афанасьева.
Первое знакомство
- Одновременно с форумом классных руководителей, который состоялся в столице России, в нашем техникуме с 21октября по 9 ноября прошли профессиональные пробы, направленные на раннюю профессиональную ориентацию учащихся 6-11-х классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее», — рассказывает директор техникума Сергей Кравченко. — Основная цель мероприятия, которую мы ставили перед собой, это помощь старшеклассникам в выборе жизненного пути. Наши преподаватели и мастера оказали содействие брянским школьникам в понимании их профессиональной заинтересованности и предрасположенности, повышении их компетентности в сфере получения профессий.
Всего на базе техникума профориентационные пробы прошли сто учеников из разных школ Володарского района. Учащиеся примерили на себя роль электромонтёра/электромонтажника, сварщика, дефектоскописта, мастера контрольно-измерительных приборов и автоматики.
С работой техникума школьников познакомили мастера производственного обучения: Максим Косоваров, Андрей Коротченко, Валентина Шаутина и Екатерина Слоевская. Они рассказали ребятам о том, какие профессии можно освоить во время обучения в техникуме, сколько различных секций дополнительного образования существует в учебном заведении, где и в каком интересном для них направлении можно развиваться.
Лучше один раз увидеть
На занятии в электромонтажной мастерской школьники под руководством мастера производственного обучения Максима Косоварова наглядно ознакомились с компонентами электрической схемы. Они не только увидели то, что обычно скрыто от глаз человека, но и собственными руками выполнили сборку схемы и коммутацию. Теперь они и сами понимают и могут объяснить другим, каким путём электричество поступает к приборам и заставляет их служить людям в обыденной жизни.
В сварочных мастерских Андрей Коротченко, используя малоамперный дуговой тренажёр сварщика (МДТС) и имитируя реальный сварочный процесс, показал ребятам процесс ведения сварки зажигания и поддержания стабильной дуги, удержания соответствующих углов наклона инструмента, скорости сварки, а также ведения сварки при различном пространственном положении свариваемого изделия.
Используя компьютерную программу CAD-проектирования FluidSim 5, Екатерина Слоевская вместе с ребятами построила электропневматическую схему, обеспечивающую разные скорости перемещения штоков двух пневмоцилиндров.
В лаборатории визуального и ультразвукового контроля (ВИК и УЗК) школьники под руководством преподавателя спецдисциплин Валентины Шаутиной выполнили визуальный и измерительный контроль образца сварного соединения. По результатам контроля учащимся было показано то, как необходимо заполнять заключение о наличии или отсутствии дефектов сварного шва.
Правильный выбор
В процессе знакомства с профессиональными особенностями работы школьников кратко познакомили с выбранным направлением, а также рассказали о перспективах той или иной специальности, о навыках и знаниях, необходимых для овладения профессией, а также об интересных фактах, связанных с работой по конкретной специальности.
Выполнение практических заданий сопровождалось сопутствующими комментариями и реальными историями из жизни, что вызвало неподдельный интерес как со стороны школьников, так и ребят, уже ставших студентами техникума.
В ходе занятий дети познакомились и с азами технических профессий, получили много новых теоретических знаний и попробовали применить их на практике. В конце каждой профессиональной пробы с учениками школ было проведено итоговое анкетирование, где ребята поделились своими впечатлениями.
Особенное удовольствие у гостей техникума вызвала возможность самостоятельно выполнить то или иное задание, отработать на практике только что полученные знания. Задание, выполненное своими руками, позволило установить более тесный контакт между сегодняшними школьниками со студентами и мастерами производственного обучения техникума, найдя поддержку и взаимопонимание.
Также брянским школьникам были вручены грамоты участников профессиональных проб. Причём около 98 процентов присутствующих отметило, что данное мероприятие на самом деле помогло им определиться в выборе будущей профессии, а значит, поставленная цель была достигнута.
Справка
В 2022 году проект «Билет в будущее» стал не только примером для партнёров — стран СНГ, которые приняли на вооружение такой опыт, но и вошёл в образовательную повестку школ на территориях Луганской и Донецкой Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей, недавно вошедших в состав России.
Кстати
Когда-то в стихотворении Владимира Маяковского «Кем быть?» рефреном звучало: «Пусть меня научат». Сейчас для этого есть всё необходимое — технологии, площадки, кадры. Главное — выбрать свой путь, принять правильное решение, не допустить ошибки и не занять чьё-то место. Именно для этого и служит проект «Билет в будущее», который успешно реализуется в Брянске. Напомним, что в рамках реализации проекта ранней профессиональной ориентации школьников «Билет в будущее» старшеклассники могут ознакомиться с девятью профессиональными средами: социальной, комфортной, умной, креативной, деловой, аграрной, здоровой, безопасной и индустриальной. Три из этих сред — комфортная, умная и индустриальная представлены в Брянском техникуме энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза М. А. Афанасьева.
Геннадий НЕВЕРОВСКИЙ
Фото предоставлено техникумом