Заседание экспертного совета по недобросовестной конкуренции при Брянском УФАС России

2018, 28 марта 18:00 Деловые новости
Заседание экспертного совета по недобросовестной конкуренции при Брянском УФАС России

27 марта 2018 года состоялось заседание экспертного совета по недобросовестной конкуренции при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Брянской области.

Руководитель Брянского УФАС России С. А. Ведерников ознакомил членов экспертного совета с Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации № 618 от 21 декабря 2017 г.

Заместитель руководителя Брянского УФАС России Н. Н. Селянина представила участникам заседания Публичную Декларацию целей и задач ФАС России на 2018 год, отчет о ее исполнении за 2017 год, проект плана Федеральной антимонопольной службы по реализации Концепции открытости на 2018 год, отчет о его исполнении за 2017 год, проект графика раскрытия ФАС России приоритетных социально-значимых наборов данных на 2018 г., отчет о его исполнении за 2017 год.  

Начальник отдела товарных и финансовых рынков Брянского УФАС России И. В. Лагунова рассказала о практике Брянского УФАС России по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции.

По итогам заседания проведена пресс-конференция с представителями средств массовой информации.

 

 

Выступление С. А.Ведерникова 27 марта 2018 года

О практике Брянского УФАС по контролю за соблюдением требований главы 2.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Российское антимонопольное законодательство запрещает недобросовестную конкуренцию и рассматривает ее как одну из форм деятельности, оказывающую негативное влияние на конкуренцию.

Закон о защите конкуренции является основным законодательным актом, на основании которого антимонопольный орган осуществляет защиту от недобросовестной конкуренции.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам, либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Для квалификации действий в качестве недобросовестной конкуренции необходимы доказательства в совокупности всех условий предполагаемого нарушителя, в том числе необходимо установить, что такие действия:

совершались хозяйствующим субъектом- конкурентом;были направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;противоречили положениям действующего законодательства Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливостидействия причинили или были способны причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам, либо нанесли или были способны нанести вред их деловой репутации.

Перечень форм недобросовестной конкуренции детализируется в главе 21 Закона о защите конкуренции.

Процедура рассмотрения заявлений и возбуждения, рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Новой редакцией закона о защите конкуренции расширен институт предупреждений о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Предусмотрена выдача предупреждений в случае выявления признаков нарушения в виде недобросовестной конкуренции, в т.ч.:

— путем дискредитации (статья 141)

— путем введения в заблуждение (статья 142)

— путем некорректного сравнения (статья 143)

— путем незаконного получения, использования, разглашения информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну (статья 147),

— иные формы недобросовестной конкуренции (148)

Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении указанных статей Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается, а лицо, выполнившее предупреждение, не привлекается к административной ответственности.

По признакам недобросовестной конкуренции, связанной с использованием результатов интеллектуальной деятельности, с созданием смешения (статьи 14.5, 14.6 Закона) решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства принимается без выдачи предупреждения.

Практика Брянского УФАС России

В 2017 году управлением было рассмотрено 21 заявление на действия хозяйствующих субъектов в части недобросовестной конкуренции (в 2016 году- 19). По результатам рассмотрения выдано 4 предупреждения о прекращении действий, содержащих признаки нарушения статьи 142Закона о защите конкуренции, выразившихся во введении в заблуждение потребителей относительно качества и потребительских свойств молочной продукции путем реализации в августе 2017г. в лечебных учреждениях масла сливочного, фактический состав которого не соответствует составу масла сливочного, указанному на упаковке.

Предупреждения исполнены.

В связи с наличием в действиях (бездействии) ООО «Апрель Брянск», г. Краснодар, признаков нарушения ст. 14.2 Закона о защите конкуренции, которое выразилось во введении в заблуждение потребителей в отношении продавца товара путем использования наименования «Аптечный склад» при осуществлении деятельности на территории г. Брянска, Брянским УФАС России было выдано предупреждение о необходимости прекращения указанных действий путем прекращения использования наименования «Аптечный склад» при осуществлении своей деятельности на территории г. Брянска в срок до 22.09.2017г.

В установленный срок предупреждение исполнено не было, в связи с чем, в отношении ООО «Апрель Брянск» было возбуждено дело № 3-52 о нарушении антимонопольного законодательства. В настоящее время на основании частей 3,5 статьи 47 закона о защите конкуренции рассмотрение дела приостановлено до вступления в силу решений арбитражного суда Ставропольского края по делам № А63-13299/2017, А63-13968/2017, имеющих значение для рассмотрения данного дела.

В настоящее время Арбитражным судом приняты решения по указанным делам, которыми признано законным решение Ставропольского УФАС о признании в действиях «ООО «Апрель-Кавказ», Бережная аптека «Апрель» акта недобросовестной конкуренции. Решения не вступили в законную силу.

Возбуждено 4 дела о нарушении антимонопольного законодательства, из них:

1 дело № 32 по ст. 14.6 Закона о защите конкуренции в связи с поступившим заявлением ОАО «Брянский мясокомбинат», на действия ООО «Брянский мясоперерабатывающий комбинат» в части производства и реализации колбасы вареной «Докторской» и «Любительской» ГОСТ в оболочке целлофан торговой марки «Царь-Мясо», внешний вид которой полностью скопирован и по всем параметрам (за исключением логотипа) напоминает продукцию ОАО «Брянский мясокомбинат».

При рассмотрении дела представлены две экспертизы с выводами, противоречащими друг другу, Комиссией Брянского УФАС России данные экспертизы не были приняты, как доказательства по делу. Согласие ОАО «Брянский мясокомбинат» и ООО «Брянский мясоперерабатывающий комбинат» на проведение независимой экспертизы, не получено.

Кроме того, комиссией проанализированы сведения об объеме реализации продукции, выпускаемой ОАО «Брянский мясокомбинат» и ООО «Брянский мясоперерабатывающий комбинат», в том числе колбасы вареной «Докторская» и «Любительская» ГОСТ в оболочке целлофан за 2016г. не установлено факта снижения реализации указанной продукции.

Рассмотрение дела в отношении ООО «Брянский мясоперерабатывающий комбинат» прекращено ввиду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях, а именно наличия 4-х признаков, необходимых для квалификации действий как акта недобросовестной конкуренции.

Решение антимонопольного органа оспаривалось в Арбитражном суде Брянской области. Арбитражным судом было отказано хозяйствующему субъекту в признании решения Брянского УФАС недействительным, поддержав позицию УФАС об отсутствии всех необходимых признаков, позволяющих квалифицировать действия ООО «Брянский мясоперерабатывающий комбинат» как акта недобросовестной конкуренции.

По результатам рассмотрения 3 дел, (Домовой, Твой мир, Нормаль, ст. 14.8) приняты решения о прекращении дел в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

В 1 квартале 2018 года выдано 5 предупреждений о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, 3 из них выданы торговой сети и выражены в осуществлении действий, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, а именно: систематической реализации табачной продукции с нарушением ограничений, установленных п.п.2 п.7 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», 1 предупреждение выдано молокоперерабатывающему предприятию, в связи с наличием в его действиях признаков нарушения, выразившегося во введении в заблуждение потребителей относительно качества и потребительских свойств молочной продукции путем реализации в 2018 году на территории Брянской области масла сливочного, фактический состав которого не соответствует составу масла сливочного, указанному на упаковке (до 02.04.2018 года), 1 предупреждение выдано хозяйствующему субъекту в связи с наличием в его действиях признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившихся в распространении в письмах, направленных в адрес потребителей ложных сведений об отсутствии у конкурента возможности производства определенной продукции. Такие действия необходимо было прекратить путем направления опровержений потребителям, которым направлялись письма, содержащие ложные сведения. Предупреждение исполнено.

Также в управление из Федеральной антимонопольной службы поступило заявление гражданина РФ на действия одной из юридических компаний Брянской области, которая на своем сайте разместила информацию о предоставлении бесплатно юридических услуг, однако впоследствии такие услуги были предоставлены заявителю на договорной основе за плату. Данные действия ввели потребителей в заблуждение относительно условий, на которых товар, услуга предлагается к продаже. На момент принятия решения о выдаче предупреждения сайт юридической компании был удален. Таким образом, действия хозяйствующего субъекта по распространению недостоверной информации на сайте, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, были прекращены до выдачи предупреждения.

Также Управлением выявляются нарушения в действиях хозяйствующих субъектов при участии в конкурсах, аукционах, в части указания недостоверных данных при подаче заявок. Такие действия, если они явились основанием для выигрыша в конкурсе квалифицируются как недобросовестная конкуренция.

Так, управлением рассмотрены материалы жалобы по закупке, проводимой в рамках закона о контрактной системе, при рассмотрении которой выявлены признаках нарушения антимонопольного законодательства со стороны участника электронного аукциона страховой компании.

При рассмотрении жалобы установлено, что страховая компания предложила цену контракта (страховой премии) по оказанию услуг ОСАГО в шаге аукциона — ниже минимально возможного размера страховой премии, утвержденного указанием Банка России.

Согласно статье 39.1 Закона о защите конкуренции в случае выявления признаков нарушения, в т.ч. статьи 14.2- введение в заблуждение, хозяйствующему субъекту выдается Предупреждение.

Предупреждение может быть выдано либо о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В данном случае, единой комиссией заказчика принято решение о признании этой заявки несоответствующей требованиям документации об электронном аукционе. Победителем признана другая страховая компания.

Таким образом, нарушения со стороны страховой компании, выразившиеся в предложении цены контракта (страховой премии) по оказанию услуг ОСАГО в шаге аукциона ниже минимально возможного размера страховой премии, комиссией заказчика были пресечены и не привели к получению необоснованного преимущества перед другими участниками аукциона, т.е. не привели к негативным последствиям, а именно к ограничению, устранению либо недопущению конкуренции.

В связи с изложенным, оснований для выдачи предупреждения в отношении данной страховой компании не имелось.

Ответственность за недобросовестную конкуренцию.

Ответственность за недобросовестную конкуренцию предусмотрена ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержатуголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренныхстатьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

В 2017 году дела об административных правонарушениях за недобросовестную конкуренцию не возбуждались, так как выданные хозяйствующим субъектам предупреждения исполнены. Возбужденное дело было приостановлено.

Читайте также


Новости регионов


20.11.2024 16:45
Век литературы
Смоленская писательская организация отметила юбилей. В большом концертном зале областной филармонии прошёл торжественный вечер, посвящённый 100‑летнему юбилею Смоленской писательской организации. Её создание в 1924 году инициировал Михаил Исаковский. В 90‑е годы была образованы областная организация Союза писателей России под руководством поэта и литературного критика Виктории Бобарыкиной, а также региональное отделение Союза российских писателей, которое возглавил поэт и публицист Владимир Макаренков. Сегодня писательское
20.11.2024 16:44
Миллиарды на развитие
Озвучены основные параметры бюджета региона — 2025. Как будет жить область в ближайшие годы, какие проекты будут реализованы, на что будут направлены бюджетные средства и сохранит ли главный финансовый документ региона социальную направленность? Ответы на эти и другие важные для каждого жителя Смоленщины вопросы прозвучали во время состоявшихся 11 ноября публичных слушаний, посвящённых проекту областного бюджета на 2025 год и на плановый период 2026/27 год.