Программный бюджет призван обеспечить максимальную эффективность бюджетных расходов
Интервью Елены Локтиковой, заместителя Губернатора Брянской области, заместителя председателя Правительства Брянской области.
— Елена Ивановна, на заседании Государственного совета Российской Федерации в октябре прошлого года Брянская область была названа в числе немногих регионов, практически полностью перешедших на программный бюджет. Федеральный бюджет на 2014 год также сформирован в программном формате. В чем отличие этой модели бюджета от традиционной?
— Мы подошли к такому принципу формирования бюджета, исходя из практики реформирования системы управления общественными финансами. С 2005 года шла работа с долгосрочными, ведомственными, аналитическими, целевыми программами. В области существовало более 50 всевозможных программ, слабо согласованных как между собой, так и с программой социально-экономического развития Брянской области. При этом доля расходов областного бюджета, сформированных в рамках программ, едва дотягивала до 50%. Сегодня это 98%.
Сформулированы четкие требования к программам. Государственная программа не красиво оформленная смета, а документ, содержащий понятные конечные результаты и количественные оценки произведенных расходов.
Отмечу, что по данным Министерства финансов России Брянская область вошла в первую группу по качеству управления региональными финансами. Делегации нескольких регионов посетили наш департамент финансов с целью получения опыта по переходу на программный бюджет.
— А как муниципальные образования планируют свои бюджеты?
— В настоящее время разработан проект программной классификации расходов областного бюджета на 2014-2016 годы в соответствии с измененной структурой кода целевых статей расходов. Мы работаем над переводом на единую программную платформу органов местного самоуправления с целью создания единого информационного пространства формирования и исполнения бюджета на территории области. В 2014 году все муниципальные районы и города перешли на программные бюджеты.
— В последнее время мы слышим о необходимости прозрачности бюджета, регулярного обновления информации о государственных финансах. Как Вы считаете, сможет ли гражданин, житель области разобраться в бюджете области, так же как разбирается в семейном бюджете?
— Само слово «бюджет» происходит от старонормандского «bougette» – кошелёк, сумка, кожаный мешок, мешок с деньгами. У этого «кошелька», образно говоря, два отделения: доходная часть бюджета – это поступающие от налогоплательщиков и федерального бюджета средства, и расходная часть, направляемая для исполнения задач и функций государства.
Мы разместили на официальном сайте Департамента финансов Брянской области в сети Интернет по адресу: http://bryanskoblfin.ru «Бюджет для граждан». Он был подготовлен на основе Закона Брянской области «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».
В доступной и понятной форме раскрыты основные термины и понятия в сфере общественных финансов, основные характеристики и показатели сформированного в программном формате областного бюджета на предстоящие три года.
Особое внимание при подготовке Бюджета для граждан уделено показателям доходов бюджета и расходам, осуществляемым в рамках государственных программ. В 2014 году в области будет осуществляться реализация 26 государственных программ, из 14 будут реализованы в три года, 12 — в ближайшие шесть лет. Надеюсь, что бюджет для граждан поможет повысить уровень информированности и квалификации жителей региона в вопросах формирования, утверждения и исполнения бюджета, контроля за его исполнением.
— Сегодня всех волнует, как регион исполнит «майские» указы Президента России, в первую очередь – указ о повышении до 2018 года заработной платы работников бюджетной сферы?
— Приоритетом при формировании бюджета стало обеспечение исполнения социальных обязательств, в первую очередь обусловленных указами Президента России. В связи с этим в рамках областного бюджета был произведен «бюджетный маневр» — перераспределение расходов в пользу «социальных» отраслей, уменьшение ассигнований на реализацию или отказ от некоторых программных мероприятий. Бюджет носит социальный характер: 70,5% от общего объема расходов планируется направить в социальную сферу. К примеру, на развитие образования — 8,1 млрд. рублей, здравоохранения — 6,6 млрд. рублей, социальной и демографической политики — 5,8 млрд. рублей, строительства, архитектуры и дорожного хозяйства — 2,8 млрд. рублей, на содействие занятости населения — 518 млн. рублей.
Доходная часть бюджета утверждена в сумме 30 млрд. рублей, в том числе, 66% — собственные доходы региона. Расходы — 30,6 млрд .рублей. В конце февраля были внесены поправки в Закон Брянской области «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Общий объем доходной и расходной частей бюджета увеличен на более чем 6 млрд. рублей. Увеличение связано с распределением и фактическим поступлением средств из федерального бюджета, которые будут направлены на проектирование и строительство перинатального центра в Бежицком районе Брянска; на строительство, ремонт и реконструкцию детских садов, на поддержку программ развития сельского хозяйства.
На этот год бюджет запланирован с небольшим уровнем дефицита – 3,3% объема налоговых и неналоговых доходов при максимально возможном по бюджетному законодательству – 15%. Для исполнения закона о бюджете мы работаем над минимизацией дефицита бюджета, ограничиваем принятие обязательств, не обеспеченных финансовыми ресурсами, поддерживаем объем государственного внутреннего долга на безопасном для финансовой системы региона уровне. В наших задачах — безусловное исполнение социальных обязательств, реализация современных механизмов предоставления гражданам государственных услуг.