Брянск – родина истребительной авиации

2013, 09 февраля 11:37 История Брянщины
Брянск – родина истребительной авиации

Создателем первого отечественного истребителя считается Сикорский. На самом деле, первый самолет, изначально предназначенный для уничтожения вражеских аэропланов, был построен в Брянске. 96 лет назад, в феврале 1917-го, над городом кружил невиданный ранее летательный аппарат, которому было суждено быть забытым, как и изобретателю первого истребителя.

 

Кто был первым?
История истребительной авиации началась в марте 1916 года с приказа генерала Алексеева, начальника штаба Верховного главнокомандующего. А 16 апреля подпоручик Орлов, командир 7-го истребительного авиаотряда, уже доложил ему: «Первый русский истребительный авиационный отряд сформирован и готов к выступлению на фронт». Но летали первые истребители на тех же машинах, которые использовались для разведки.

Аэроплан, которому приписывается слава «первого истребителя», был создан за два года до приказа о создании истребительных авиаотрядов. Но С-16 конструкции Сикорского не был и не мог быть истребителем по другой причине. Самолет разрабатывался как учебная машина для летчиков тяжелых бомбардировщиков типа «Илья Муромец» – вместо принятой на легких самолетах ручки управления, на С-16 ставилась громоздкая штурвальная колонка.

Тихоходный летающий тренажер массово выпускался, участвовал в воздушных боях, на него даже умудрялись установить пулемет, но изначально истребителем С-16 не был.

Торпеда на брянском поле
Погожим февральским днем 1917-го на заснеженное летное поле, которое располагалось на территории нынешнего «старого аэропорта» с рокотом выкатилась невиданная машина. Она была похожа не на «летающие этажерки», обычные в то время, а, скорее, на истребители второй мировой.

Гладкий веретенообразный, похожий на торпеду корпус, минимум выступающих деталей и… широченные лыжи, на которых самолет легко заскользил по полю, набирая скорость. Пятьдесят метров разгона, и первый истребитель России уже в воздухе. За штурвалом – создатель машины, штабс-капитан Ольховский.

Справедливости ради нужно заметить, что первый полет Владимира Ольховского на самолете собственной конструкции состоялся еще в октябре 1916-го. Но тогда, при посадке против ветра, конструктор повредил машину. Зато испытания показали все ее недостатки, которые Владимир Михайлович исправил к февралю.

Коммерция против гения
Сикорский неплохо зарабатывал на своих аэропланах. А штабс-капитан Ольховский делал свой самолет за свой счет и в свободное от работы время.

Во время первой мировой войны в Брянске был расквартирован 5-й авиапарк, предприятие по ремонту самолетов. Возглавлял военное предприятие Ольховский. Но просто ремонтировать самолеты он не мог ‒ импортные «чудеса технической мысли» вызывали у штабс-капитана острое желание доработать «совершенные» конструкции. Чем он и занимался.

Сначала он поставил на «Ньюпор-IV» изобретенные им элероны, рули крена, долгое время называемые «крылышками Ольховского». Затем довел до ума «Вуазен» и «Моран Парасоль». Но Владимир Михайлович видел, что как ни улучшая промышленные образцы, настоящего самолета из них не сделаешь. И он занялся конструированием собственной модели.

Фюзеляж Ольховский склеил из деревянного шпона, крылья расположил так, что летчику были видны как верхняя, так и нижняя полусфера. Штабс-капитан установил на машину «полый винт Ольховского» и «синхронизатор Ольховского», позволяющий стрелять из пулемета вперед, сквозь вращающийся винт.

После успешных февральских полетов, Ольховский назвал свой истребитель именем «Торпедо» и попытался сдать машину «военприемке». Прибывшая комиссия, включающая профессиональных летчиков, выяснила, что самолет при нагрузке в полторы сотни кило легко достигает скорости под 170 км/ч, поднимается на высоту в четыре километра, легко управляется и позволяет без перебоев палить из пулемета ‒ из 500 выпущенных пуль только одна пробила винт. До этого, кстати, винты бронировали, и каждая десятая пуля попадала в накладку на лопасти и рикошетила куда-то в сторону.

Но… не коммерческая модель была признана «слишком большой» и «в настоящем виде не пригодной для вооружения отрядов». Россия предпочла заказывать «этажерки» у Сикорского.

Первый российский истребитель был передан одесской летной школе, где служил долгие годы. А Брянск утратил шанс быть официально признанным родиной истребительной авиации России.

Исчезнувший конструктор
После революции Ольховский стал заместителем авиаконструктора Поликарпова. О его работе известно лишь то, что он разработал корпуса и крылья к доброму десятку самолетов, среди которых бомбардировщик ТБ-2, легендарный истребитель И-16 и «небесный тихоход» У-2.

В 1929-м бывший штабс-капитан был арестован вместе с Поликарповым, но конструкторское бюро продолжило работать и за колючей проволокой.

7 июля 1931 г. Президиум ЦИК СССР принял решение об амнистии группы осужденных, в том числе и Ольховского. О дальнейшей жизни изобретателя первого отечественного истребителя ничего не известно. Историки авиации находят в специализированных журналах 30-х годов статьи за подписью В. Ольховский, но писал ли их наш штабс-капитан или кто-то пользовался псевдонимом ‒ неизвестно. Гениальный Ольховский просто исчез, не оставив следов/ А его самолет можно увидеть, разве что, на значках советских времен.

Читайте также


Новости регионов


20.11.2024 16:45
Век литературы
Смоленская писательская организация отметила юбилей. В большом концертном зале областной филармонии прошёл торжественный вечер, посвящённый 100‑летнему юбилею Смоленской писательской организации. Её создание в 1924 году инициировал Михаил Исаковский. В 90‑е годы была образованы областная организация Союза писателей России под руководством поэта и литературного критика Виктории Бобарыкиной, а также региональное отделение Союза российских писателей, которое возглавил поэт и публицист Владимир Макаренков. Сегодня писательское
20.11.2024 16:44
Миллиарды на развитие
Озвучены основные параметры бюджета региона — 2025. Как будет жить область в ближайшие годы, какие проекты будут реализованы, на что будут направлены бюджетные средства и сохранит ли главный финансовый документ региона социальную направленность? Ответы на эти и другие важные для каждого жителя Смоленщины вопросы прозвучали во время состоявшихся 11 ноября публичных слушаний, посвящённых проекту областного бюджета на 2025 год и на плановый период 2026/27 год.