Из истории выгоничской полиции. Год 1942–й.

2012, 01 июня 18:59 История Брянщины
Из истории выгоничской полиции. Год 1942–й.

Легендарный партизанский разведчик и военный корреспондент, автор сотен уникальных фотографий времен Великой Отечественной, генерал-майор, Герой Советского Союза Петр Петрович Вершигора в 1946-м написал документальная повесть «Люди с чистой совестью». Есть там и страницы, посвященные выгоничскому полицейскому:

Как я представлял себе полицию, готовясь в Ельце к вылету в тыл, я уже писал. Действительность оказалась совсем иной. Вот зарисовка с натуры, записанная на свежую память в первые дни моего пребывания там.
К комиссару партизанского отряда имени 26 бакинских комиссаров вводят невзрачного человека. На нем вылинявшая ситцевая рубаха в полоску, пестрядинные порты и опорки. В руках он мнет изжеванную кепку. –
Как фамилия?
– Плискунов. Митрофан Плискунов.
– Полицейский?
– Чаво?
Полицейский, спрашиваю?
– Я–то?.. Не–е… Я из охраны…
– Чего охраняешь?
– Чаво?..
– Ты что дураком прикидываешься? Отвечай толком на вопросы. Что, где охранял? И от кого охранял?
– Дак мы здешние, хуторские. Оно известно, у кого хлеба хватат, тому и нужды нет идти на службу. А как у нас не хватат, ну и мобилизовался, значит, по охоте, из–за хлеба, значит, в охрану. Путейскую охрану. На железной дороге.
– Винтовку дали?
– Чаво?.. Извиняйте… Известно, дали.
– Патроны?
– Десять штук.
– Полицейскую повязку тоже дали?..
– Полицейскую?.. Не… Вот эту дали.
Он вытаскивает из кармана замусоленный нарукавный знак. Эрзац–репс, на котором сквозь грязь и пыль проглядывают такие же грязные слова: «Шуцманншафт. Выгоничи».
– Что же ты очки тут втираешь? Значит, в полицию поступил, да еще и добровольно.
«Шуцман» мнет в руках замусоленную тряпку и затем в недоумении поднимает глаза, невинные глаза дурака.
– Поступил… Мобилизовался, значит, по собственной охоте, потому как дома жена, деток трое, а хлеба нету… – и он разводит руками.
– Сколько же тебе хлеба обещали?..
– Говорили, после войны дадут по двадцать пять га.
– А сейчас?
– Обещали до тридцать кил на месяц.
– А давали?

Расстрел полицая.

Фото Петра Вершигоры.

– По шашнадцать, а с прошлой недели по двести грамм стали давать.
– Не жирно кормят.
– Куда там!.. Совсем омманул германец. Усю Расею омманул… И меня тоже…
– Ты за Россию не распинайся. Вот что скажи: против кого ты шел?
– Я? Сроду я ни против кого не ходил. Я только за кусок хлеба дорогу охранял.
– Дорогу. Ну а по дороге кто ездит? Немцы?
– Известно…
– Против Красной Армии танки везут, войска, снаряды?..
– А везут, известно…
– А ты дорогу эту охраняешь от кого? От нас… кто эти поезда под откос пускает.
– Так за кусок же хлеба… Жена, деток трое…
– Ты мне Лазаря не пой. У всех жена и детки, а это не причина.
– Известно, не причина.
– Так почему ты против Советской власти пошел?
– Я–а? Против? Да ни в жизнь. Я от Советской власти окромя пользы ничего не имел. И чтоб я против Советской власти!.. Да ни в жизнь.
– Как же нет… Ну вот меня если бы поймали на дороге, пристрелил бы ведь…
– Нет, я в небо стрелял…
– Но стрелял же…
– Раз на службу поступил… мобилизовался, значит…
– Так и стрелять надо…
– Известно…
– А говоришь, не против Советской власти…
– А ни в жизнь! Вот убей меня бог на этом самом месте, если я хоть думкой, или словом, или еще как…
Мы долго сидели молча, не зная, что же делать с этим «чеховским» персонажем, возрожденным новейшей техникой, танками, «юнкерсами» и жандармами в голубых шинелях.
Из затруднения нас вывели две бабы, вбежавшие в хату, несмотря на протесты часового.
– Поймали ирода, душегубца проклятого! – кричала одна, краснощекая, курносая орловка. – Ну чего хнычешь, чего стоишь, али руки у тебя отсохли? Я бы на ее месте глаза ему из черепка ногтями выдрала… – сказала она, обращаясь к нам.
Вторая, бледная, забитая, смотрела большими голубыми глазами, не моргая. Из них беспрерывно текли слезы. Губы ее шептали одно и то же:
– Ванюшка, колосок мой… Ой, Ванюшка… Кровушка моя, – шептала она. Затем медленно подошла к Митрофану, глядя ему в глаза. Он вдруг поднял руки, как бы защищаясь.
Голубоглазая подошла еще ближе и, закричав истошным голосом: «Зверь, волчина проклятый!» – рухнула на землю без чувств.
Краснощекая женщина рассказала нам, что с приходом немцев от Митрофана Плискунова житья не стало в селе. Он собственноручно расстрелял более тридцати бойцов и командиров Красной Армии, пробиравшихся к фронту.
А сыну голубоглазой – Ванятке, двухлетнему бутузу, взяв его за ножки, размозжил голову об угол дома.
Приговор был ясен.
Пока курносая приводила в чувство свою подругу, комиссар вызвал караул, и полицейского вывели.
Экземпляр этот человеческий был настолько необычен, что я, по зову любопытства, пошел в лес, где его должны были расстрелять.
Митрофан шел, загребая опорками пыль, и оглядывал верхушки сосен скучными глазами, словно надеясь улететь от нас. На опушке его поставили возле ямы.
Он повернулся и жалобно взглянул на нас.
– Убивать будете? – неожиданно звонко спросил он.
– А что же, молиться на тебя? – ответил один из партизан, снимая с плеча винтовку.
Митрофан скрипнул зубами и злобно посмотрел на меня. Он ожидал, вероятно, встретить такую же звериную злобу и в наших глазах и, как мне показалось, удивился, увидев только презрение. Я заметил, что под низким черепом этой гориллы вдруг с лихорадочной быстротой заработали шкивы и шестеренки человеческой мысли в поисках выхода.
Но было поздно. Бесстрастно поднялись дула винтовок. Я подумал, что останавливать не всегда приятный, но необходимый процесс очищения земли не стоило… Он видел это и торопился, гнал скудную мысль, как загнанную лошадь… И вот она взяла барьер.
– Передайте хлопцам, что Митроха погиб собачьей смертью… – хрипло сказал человек с черепом гориллы.
Грянули выстрелы. Он упал на полусгнившую хвою, подогнув ноги и спрятав голову между колен.
Выполняя его предсмертную просьбу, я передаю людям его последние слова.
Митрофан погиб собачьей смертью.

В продолжение темы похожие новости:
Начало июля ознаменуется очередным судом над Добржанской
Брянская «Зарянка» не оставила курского зрителя равнодушным
На земле Бояна. Ностальгия. Фоторепортаж.
Брянские полицейские уезжают в Шатой
«Мисс Брянск-2012». Фоторепортаж.
Брянские тракторист и тренер получили высокие награды

Читайте также


Новости регионов


24.04.2024 11:10
Требуются специалисты
Как в регионе решают проблему нехватки кадров. Как и где подготовить специалистов для различных отраслей экономики региона? Эти и другие вопросы поднимались на очередном заседании правительства области, которое прошло под председательством губернатора Василия Анохина. Также участники обсудили внедрение новой модели среднего профессионального образования. Их будет 12 По словам губернатора, на Смоленщине планирует создать 12 образовательных
24.04.2024 11:08
Живой диалог
Смоленщина продолжает оказывать тёплый и радушный приём юным гостям из Белгородской области.  Напомним, что на прошлой неделе регион встретил белгородских ребят. На отдых и оздоровление к нам приехали 200 детей из приграничных районов региона. Гостей разместили в санатории «Красный Бор». Для них организовали  образовательную, культурную и спортивную программы. Одним из пунктов программы стало торжественное открытие
24.04.2024 11:07
Здесь будет школа, будет дом 
В Смоленской области ввели в эксплуатацию комплекс локальных очистных сооружений.  Объект располагается в с.Печерск Смоленского района, а его мощность позволит построить школу на 726 учеников, детский сад на 240 мест, котельную, комбинат бытового обслуживания в микрорайоне, а также создать ещё более 150 тыс. кв. м жилья.  Хорошую новость смолянам сообщил губернатор Василий Анохин. По его
24.04.2024 11:06
Поддержка семьи Героя
Губернатор Василий Анохин провёл встречу с вдовой Героя России Андрея Александровича Блохина Вероникой.    «Сейчас Вероника в декретном отпуске и растит сына Даниила. Потом планирует работать в фонде «Защитники Отечества». Поддерживаю это решение. Родственники и близкие участников СВО не дадут формально относиться к запросам и проблемам наших воинов и их семей», –поделился итогами общения с молодой
24.04.2024 11:05
Как прошёл субботник?
20 апреля на Смоленщине состоялся общеобластной субботник – смоляне провели генеральную уборку своих населённых пунктов. «В масштабном трудовом десанте приняли участие жители самых разных возрастов и профессий. Все работали одной командой и на одну цель – сделать наш регион чистым, ухоженным, красивым. Приводили в порядок скверы, парки и места отдыха, а также придомовые территории», –